Копирайтер: учиться дистанционно, работать удалённо
Может быть, я ошибаюсь, — говорил он, —
но я останавливал себя всегда, когда начинал писать из головы,
и старался писать только из сердца.
Лев Толстой
Есть три причины, по которым становятся писателем.
Первая: вам нужны деньги;
вторая: вы хотите сказать миру что-то важное;
третья: вы не знаете, чем занять себя длинными зимними вечерами.
Квентин Крисп
Превосходные слова! Интересно, где вы их украли?
Джонатан Свифт
Копирайтер: кто это?
Большинство людей активно пользуются интернетом, но мало кто знает о профессии копирайтера. Кто же такой этот копирайтер, чем он занимается, откуда взялся и зачем нужен?
Вы когда-нибудь искали информацию в интернете? Наверняка это происходило следующим образом: вы набирали искомую фразу в строке поисковика и смотрели на многочисленные ссылки, которые ведут вас к статьям. Например, набрали «дистанционное обучение» и попали на этот сайт.
Вы читаете статьи: какие-то хороши, какие-то скучны, какие-то странно похожи одна на другую. За каждой из таких статей – автор. Вот этот человек и есть копирайтер. 99% статей в Сети написаны копирайтерами, остальная часть – тематическими специалистами (например, врачами).
Итак, копирайтер – это человек, который пишет тексты для сайтов.
Особенности работы копирайтера
Копирайтер – своеобразный гибрид журналиста, маркетолога и писателя. Ежедневно этому человеку приходится создавать массу информационной продукции, иногда очень разноплановой.
Что пишут копирайтеры?
- Тексты на главные страницы сайтов;
- Коммерческие предложения;
- Художественные описания;
- Товарные описания;
- Переводы с иностранных языков;
- Рецензии;
- Рекламные статьи;
- Информационные статьи;
- Развлекательные материалы;
- И многое-многое другое.
Как и в любой профессии, в райтерской среде существует определённая иерархия. Есть авторы с разным уровнем мастерства, опыта, грамотности. В целом, пишущую интернет-братию можно представить так:
- Рерайтер;
- Переводчик;
- Копирайтер.
Рерайтер переписывает статьи своими словами, кстати, поэтому большинство статей в интернете подозрительно похожи: написал кто-то что-то стоящее, а рерайтеры перепели его на все лады. Наиболее востребован труд рерайтера в новостной индустрии.
Переводчик занимается переписыванием статей из иноязычных источников для Рунета.
А копирайтер – всем тем же, только ещё умеет создавать статьи без использования первоисточников (либо использует их столько, что новая статья становится абсолютно не похожей ни на что прежнее).
Плюсы профессии копирайтера
Копирайтеры в большинстве своём – фрилансеры. Свободные художники, у которых нет начальников, а есть только заказчики, нет будильника, а есть только здравый смысл и собственное чувство ответственности.
А ещё копирайтер может:
- Работать только когда есть возможность (желание, настроение);
- Уходить в отпуск по своему желанию, а не по штатному расписанию;
- Работать там, где ему нравится – на диване, на балконе, на пляже, на дереве, etc…
- Работать только над теми проектами, которые ему интересны;
- Сотрудничать только с теми людьми, которые ему симпатичны (прощайте, вредные начальники);
- Жить там, где ему нравится, а не там, откуда ближе добираться до работы.
Копирайтинг – это свобода. Свобода жить так, как хочется, а не в режиме работы места работы. Свобода общаться с теми, с кем нравится, а не с кем приходится по роду деятельности. Конечно, есть и наёмные копирайтеры, которые ежедневно ходят в офис, имеют пару выходных в неделю и получают фиксированный оклад. В наличии такого выбора – своеобразный плюс профессии. Можно работать на работе, можно работать дома, можно из дома сделать работу: всё в ваших руках!
Минусы профессии
Демпинг. Копирайтинг – довольно доступный вид деятельности, сегодня писать пытаются все кому не лень. Такие люди, осознавая, что у них нет ни способности, ни грамотности, ни прочих качеств хорошего копирайтера, снижают цены до смешных показателей, создавая тем самым мощную конкуренцию своим коллегам.
Цены. Момент касается новичков копирайтинга, которым нужно доказать свою эффективность и наработать репутацию прежде, чем им доверят более серьёзные и дорогостоящие заказы.
Заказчики. Прежде чем найти несколько «своих» заказчиков, с которыми работать и выгодно, и приятно, каждый автор сотрудничает с десятками разных людей. Фриланс – это доверие, поэтому история неоплаченных работ и чёрный список заказчиков имеется у каждого копирайтера.
Места работы
- Дом;
- Копирайтерское агентство;
- Любое предприятие, которому необходим штатный копирайтер.
Личные и профессиональные качества копирайтера
- Творческие способности: сети нужны яркие тексты;
- Грамотность: тексты с ошибками снижают доверие к сайту;
- Знание основ психологии, в т.ч. психологии потребительского поведения;
- Знание основ SEO-оптимизации и продвижения сайтов;
- Усидчивость: копирайтинг – кропотливая работа;
- Самодисциплина и организованность;
- Аналитические способности;
- Широкий кругозор и эрудиция;
- Умение оперировать большими объёмами информации: порой приходится изучить десятки статей, чтобы написать одну;
- Способность быстро ориентироваться в информации;
- Умение легко переключаться: только что вы писали смешной текст про игры, а теперь нужна серьёзная статья для банка;
- Очень пригодится навык слепой десятипальцевой печати.
Карьера копирайтера
Всё начинается с Сети… Если вы писали развёрнутые посты на форумах, а тем более в блогах, если работали с информацией в электронном виде – начать карьеру копирайтера будет совсем несложно.
В интернете есть достаточное количество бирж копирайтинга и фриланса – своеобразных мест соприкосновения заказчика и исполнителя. На некоторые биржи принимают всех желающих делать тексты, какие-то биржи полузакрыты и испытывают новичков многочисленными тестами и прочими экзаменами, есть и элитные закрытые биржи, где надо очень потрудиться, чтобы попасть в штат исполнителей.
Работая на бирже, автор набирается опыта и приобретает постоянных заказчиков. Работа с некоторыми из них выходит за рамки биржи, с опытом растёт стоимость работы копирайтера. У автора появляется имя, репутация, заказчики рекомендуют его друзьям как проверенного исполнителя, и вот уже он волен выбрать себе несколько оптимальных проектов либо даже один.
Этот путь в разных вариациях проходят практически все копирайтеры Сети.
Зарплата копирайтера зависит от объёмов, специфики и востребованности его труда и очень сильно варьируется. «Биржевики» зарабатывают, как правило, в разы меньше авторов, работающих с избранными проектами, поэтому стоит стремиться к индивидуальному сотрудничеству – там начинается настоящая свобода.
Учиться на копирайтера?
К сожалению, пока вузы копирайтингу не учат. Этой профессии нет ни в одном официальном перечне, а наши вузы не могут учить специальности, которой официально нет. Возможно, такое направление подготовки появится чуть позже. Пока же планирующим работать в этой среде, идеально подойдёт журналистское, филологическое, психолого-педагогическое образование.
Вы можете учиться дистанционно на журналиста (и не только) и параллельно практиковаться в копирайтинге. К завершению срока обучения вы станете востребованным рейтинговым автором. Дистанционное обучение идеально подходит будущим копирайтерам, поскольку даёт навыки такой необходимой самодисциплины, дистанционного взаимодействия, работы с текстовыми редакторами.
Как вариант, вы можете стать профильным копирайтером. В Сети очень востребованы люди, которые хорошо разбираются в узкопрофессиональных вопросах и умеют об этом интересно писать. Поэтому стать копирайтером может специалист практически любого профиля. Пробуйте себя! За интернетом – наше будущее!