Для дефектолога важны:
- эмпатия,
- любовь к детям,
- ответственность,
- терпеливость,
- доброжелательность,
- стрессоустойчивость,
- коммуникабельность.
Дефектолог работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Помогает воспитанникам с задержкой психического и умственного развития, детским церебральным параличом (ДЦП), глухотой и слепотой. Имеет дело с такими нейроотличиями, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра и синдром Аспергера, синдром Туретта. Выявляет аномалии развития, разрабатывает методы коррекции, занимается адаптацией, обучением и социализацией воспитанников.
Для дефектолога важны:
Дефектолог работает с интеллектом ребенка, памятью и мышлением:
Дефектолог занимается диагностикой, профилактикой и коррекцией нарушений психического и физического развития детей разных возрастов. Умеет работать с разными заболеваниями: задержкой речевого развития, умственной отсталостью, ДЦП, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, расстройствами аутистического спектра. Проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие речи, мышления, памяти, внимания, моторики и других высших психических функций у детей. Для каждого ребенка составляет индивидуальный план коррекции с учетом его особенностей и потребностей. В процессе работы помогает родителям с воспитанием и социализацией детей. Поступить на дистанционное обучение в вузе и получить квалификацию дефектолога можно после 11 класса или после колледжа.
К преимуществам работы дефектологом можно отнести высокую социальную значимость и возможность помогать детям с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых бюджетных учреждениях специалистам предоставляются дополнительные дни отпуска. Можно заниматься с детьми дистанционно и в частном порядке. Но работать может быть эмоционально тяжело, ведь нужно учитывать особенности каждого ребенка и его ситуацию, а еще нести ответственность за результаты коррекции.
Работа с детьми, имеющими особенности развития, требует терпения и понимания. Дефектолог осознает, что процесс коррекции может занять много времени, и чтобы успешно его пройти, нужны усилия как от него самого, так и от ребенка и его родителей. Поэтому важно уметь находить общий язык с детьми и их родителями.
Чтобы лучше понимать потребности ребенка и создать комфортную обстановку для занятий, коррекционный педагог должен бережно и чутко относиться к чувствам и переживаниям воспитанников. В работе пригодятся организаторские способности и творческий подход, чтобы проводить интересные занятия и помогать детям раскрываться.
Дефектолог работает на стыке педагогики, психологии, неврологии: