Дистанционное образование в облаке. Часть третья.
Эта статья посвящена рассмотрению самых привлекательных качеств облачных технологий, благодаря которым зарубежное дистанционное образование перебирается все выше к облакам.
Эксперты из сферы дистанционного образования приводят следующие аргументы в пользу использования учебными учреждениями облачных сервисов:
1. Стоимость ресурсов, что поставляют облачные провайдеры, намного ниже по сравнению с тем, если бы организовывать их своими силами.
Действительно, издержки здесь практически равны нулю. Не надо покупать оборудование и программное обеспечение, не нужно тратиться на их обслуживание.
Следует иметь в виду, что вычислительные центры вузов будут работать в неполную загрузку – как показывают соответствующие исследования всего 5-20 процентов. И только в редкие пиковые нагрузки, например при онлайн публикации вступительных экзаменов, загрузка сервиса может достигать максимальной. Для облачных сервисов такая проблема неактуальна, так как они перераспределяют такие запросы на столько серверов, сколько потребуется, и легко справляются с самыми запредельными нагрузками.
2. Учебные заведения могут пользоваться только теми приложениями, которые им необходимы в каждый конкретный момент.
Например, учебное учреждение может использовать из сервиса «Google Apps для учебных заведений» электронную почту, а другими приложениями пользоваться не будет. А через некоторое время из пакета Google Docs будет предоставлять студентам доступ только к онлайновому текстовому редактору и электронным таблицам.
3. Солидное уменьшение издержек на обслуживающий персонал, поддержку программного обеспечения и переподготовку сотрудников.
На сегодняшний день наметилась тенденция на продажу вычислительных мощностей в качестве товара, когда компаниям не выгодно создавать свои вычислительные центры с дорогим оборудованием, незагруженными серверами, высокооплачиваемыми сотрудниками и счетами за электричество.
В учебных заведениях такие затраты полностью не исчезнут, так как им все равно придется хранить данные на своих студентов и обмениваться информацией с облачным сервисом.
Компании Google и Microsoft предоставляют свои сервисы учебным заведениям бесплатно или с очень внушительными скидками. В эти сервисах нет никакой рекламы и, соответственно, окупаемости также нет. Мы, конечно, не верим, что они вдруг стали филантропами и принцип получения прибыли у них отошел на второй план. В чем же тогда выгода от бесплатного доступа к сервисам учебным учреждениям?
Компании делают инвестиции в свое будущее, в узнаваемость своего бренда. Образование в наше время превратилось в непрерывный процесс и феномен дистанционного образования тому подтверждение. Сегодняшние студенты завтра будут пользоваться знакомыми им сервисами уже как молодые специалисты, и тогда эти приложения будут уже содержать рекламу, доходы от которой пойдут разработчикам.
Google, помимо сервиса «Google Apps для учебных заведений», предлагает для компаний под тем же брендом коммерческие и экономические приложения. Вчерашние студенты, скорее всего, выберут уже знакомые для них сервисы для своей работы.