Как влияют эмоции на процесс обучения. Часть вторая.
В первой части статьи мы рассказали об эмоциональном восприятии информации и физиологии эмоций. Сейчас остановимся на учебных процессах, в которых встроены эмоциональные составляющие и посмотрим, как эмоции влияют на обучение.
Внимание
Внимание – это концентрация на определенном предмете даже при воздействии помех от окружающей среды. Если студент испытывает во время лекции скуку, раздражение или неудовлетворенность от учебного материала, его внимание рассеивается, он отвлекается на посторонние мысли и действия. Положительные эмоции, такие как интерес или увлеченность, помогут ему сохранить концентрацию на теме занятия.
Отрицательное действие эмоций на внимание учеников
Положительная эмоция положительной эмоции рознь. Те эмоции, которые не относятся к процессу обучения отвлекают внимание обучаемых. Они растворяют концентрацию внимания и мешают усвоению материала.
Надо помнить, что не все положительные эмоции одинаково хороши, они могут и способствовать, и препятствовать процессу обучения.
Память
Эмоции оказывают непосредственное влияние, как на оперативную, так и на долгосрочную память ученика. Извлечение данных из памяти также облегчается и ускоряется, если в процессе запоминания участвовали эмоции. Самое интересное то, что при запоминании могут быть задействованы и положительные, и отрицательные (гнев, протест и т. д.) эмоции.
Когда эмоции соединяются с полученным во время обучения опытом, способность к запоминанию повышается. Кроме того, вместе с памятью улучшается и усвоение информации. Запоминаются не только данные из учебного курса, но и сам процесс обучения, что в свою очередь добавляет индивидууму положительных эмоций.
Мотивация
Мотивация, как толчок при следовании к цели как к конечному результату, не может обойтись без эмоций. Мотивация служит как бы аккумулятором, который заряжает энергией при интенсивной деятельности во время получения знаний.
Психологи провели исследования, которые показали, что при положительных эмоциях люди прилагают большие усилия для достижения цели. При отрицательных эмоциях мотивация очень слаба или вовсе отсутствует. А в творческой деятельности положительные эмоции являются просто необходимыми мотивационными факторами.
Наиболее оптимальны задачи умеренной сложности. Мотивация падает, если задача слишком проста или очень сложна. А вот если подобрать задание, которое будет оптимальным по сложности, т. е. ученик уверен, что с ней справиться, мотивация заметно повышается.
Восприятие
Восприятие информации тем успешнее, чем более неординарна ее подача. Эмоции как бы раскрашивают ее в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, рассматривают окружающий нас мир под различными, часто необычными ракурсами.
Люди с положительным настроем готовы к получению и восприятию новой информации. Они обладают такой аурой, что даже собеседник готов добровольно делиться с ними знаниями. Напротив, люди с негативными эмоциями воспринимают окружающий мир через множество фильтров, отсекающих определенную информацию. К тому же обратная связь с окружающими у них также как правило, отрицательная.
В следующей статье мы поговорим о методах эмоционального воздействия на восприятие учебных материалов и как с их помощью можно улучшить процесс дистанционного обучения.