Как влияют эмоции на процесс обучения. Часть первая.
Часть 1
Согласитесь, что слушать онлайновую лекцию, содержащую яркие образы, юмор или вызывающую протест на определенные высказывания гораздо интереснее, чем лекция на ту же тему, прочитанная ровным, казенным языком, не вызывающая никаких эмоций, кроме скуки. В каком случае лучше усваивается учебный материал, можно и не спрашивать.
К сожалению, большая часть курсов в дистанционном обучении не обладает должным эмоциональным влиянием на обучаемых. Хотя давно замечено, что эмоции способствуют лучшему запоминанию информации, так как они создают мотивацию и заостряют внимание учеников на определенных ключах в материале.
Такая тенденция идет с тех времен, когда считалось что приобретение знаний непосредственно связано с формальной логикой и никоим образом не соприкасается с чувствами, проявлением которых, как считалось, являются эмоции.
Последние исследования в области психологии и неврологии доказали ошибочность этой теории. Эмоции и усвоение информации не просто связаны между собой, их тесное взаимодействие значительно улучшают процесс адаптивного обучения.
Эмоции и физиология
За эмоции в человеческом мозге отвечает миндалевидное тело или амигдала. Она представляет собой структуру с большим количеством нервных клеток (нейронов), похожую на миндалину размером примерно 2,5 см. Располагается в обоих полушариях рядом с ухом. На рисунке они выделены красным цветом.
Ученые считают, что именно амигдала регулирует и активизирует эмоциональную память. В нашем случае, если учебному событию будет соответствовать эмоциональное возбуждение, стойкость запоминания значительно возрастает.
И опять объяснение этого приходит из эволюционного развития человека. Ему нужно было запоминать как опасные, так и полезные для выживания события, влияющие на его жизнь.
Эмоции и рассудок
По определению когнитивистов, эмоции это сильное кратковременное переживание, которое возникает на конкретный раздражитель. Природа возникновения эмоций схожа с системой объявления тревоги в ответ на быстрое определение сущности события или неизвестного объекта.
Эмоциональное восприятие окружающего мира способствует приспособляемости к быстроменяющейся обстановке. Кроме того, эмоции помогают налаживать взаимосвязи и в социальной среде. Мы умеем различать и расшифровывать эмоции у других людей по мимике, жестикуляции, позам и по голосу.
Только не нужно путать эмоции с чувствами. Чувства – это личностные переживания. Они не связаны, как эмоции, с борьбой за выживание. Эмоции поддаются эмпирическим измерениям в виде температуры тела, кровяного давления, сердечного пульса и так далее. Для чувств пока не придумана система измерения.
Считается, что благодаря эмоциям мы можем принимать решения, минуя рассудочный механизм мышления. Рассудочный механизм опирается на уже имеющиеся знания и анализирует плюсы и минусы предстоящего действия. Эмоциональный механизм, напротив, принимает решения на основе эмпирических правил и взаимосвязей. Алгоритм принятия решений в эмоциональном плане гораздо короче и эффективней, чем при рассудочном мышлении. Этот факт уже давно используют работники рекламной сферы, обращаясь к эмоциям своей аудитории, а не к рассудку.
Уже доказано, что эмоции положительно влияют на процесс обучения. Такие критерии как усвоение информации, мотивация, внимание и ряд других испытывают сегодня сильное влияние эмоциональной составляющей. Но подробнее об этом в следующей статье.