Главное в образовании в 2021 году

Главное в образовании в 2021 году

В 2021 году в образовании стали шире применяться цифровые технологии. Опубликованы новые ФГОС начального и общего образования. Началась модернизация СПО, срок обучения студентов колледжей может сократиться вполовину благодаря проекту «Профессионалитет». Вузы-победители программы «Приоритет» будут обучать  по 300 новым специальностям. Разработана стратегия цифровой трансформации отечественного образования.

Традиционное – дистанционное* – смешанное

Дистанционное* образование становится всё более привычным на всех уровнях – от школ до вузов. Если в 2020 году переход был внезапным и многие не понимали новых технологий и их возможностей, то в 2021 нововведения стали внедряться плавно и последовательно. Педагоги, чиновники образования, обучающиеся и родители стали понимать преимущества цифровых технологий. Многие учебные заведения ввели смешанные формы обучения, и даже школьный ФГОС третьего поколения уходит от лаконичной формулировки «очная форма» к расширенной «очная с применением дистанционных технологий».

Министр науки и высшего образования В. Фальков на круглом столе о правах человека в эпоху цифровизации говорил об увеличении доли онлайна в традиционном обучении даже с учётом снятия пандемических ограничений. (Источник https://youtu.be/99aiimf3vE8).

70 % студентов, 70 % вузовских преподавателей и 70 % школьных учителей высоко оценивают эффективность дистанционного* обучения

Опубликован доклад о влиянии пандемии на качество образования в отечественных вузах (доступен по ссылке https://www.tsu.ru/финал%20Doklad_TGU.pdf). Над исследованием по поручению главы Минобрнауки работали 13 вузов. Участие приняли 36 тыс. студентов и 24 тыс. преподавателей. 70 % опрошенных студентов отметили, что способны в полной мере осваивать образовательные программы дистанционно*. Такой же процент преподавателей высказали мнение, что смешанный формат обучения уже становится повседневной реальностью высшесго образования. Аналогичного мнения придерживаются и школьные учителя, что показательно, в том же процентном соотношении. Исследование роли цифровых инструментов в школьном образовании публиковалось здесь https://tass.ru/obschestvo/11420561

Обсуждение доклада по высшему образованию доступно по ссылке https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=39913.

Новые ФГОС начального и общего образования

В следующем учебном году (2022–2023) первоклассники и пятиклассники начнут учиться по обновлённым ФГОС. Новые ФГОС все ждали ещё в текущем году, но из-за пандемии нововведения перенесли на следующий.

Требования ФГОС стали более конкретизированными, а программы – ориентированными на применение знаний в реальной жизни. Кроме того, теперь изучение второго иностранного языка стало необязательным и добавилось изучение финансовой грамотности.

Подробнее https://rg.ru/2021/07/21/oseniu-2022-goda-vstupiat-v-silu-novye-fgosy.html

Модернизация среднего профессионального образования (СПО)

В 2021 году отечественные колледжи поставили новый рекорд приёмной кампании – СПО выбрали для себя 1,2 млн человек (https://na.ria.ru/20210916/kolledzhi-1750265655.html). 60 % 9-классников и 30 % 11-классников выбирают обучение в колледжах. Сроки подготовки по программам СПО планируется сократить к 2024 году пополам – до двух лет. Обучение будет вестись по программам с дополнительными квалификациями, чтобы как минимум 50 % выпускников имели не одну квалификацию, а две.  Подробнее об этой инициативе мы писали в августе.

Также с 1 сентября вступили в силу дополнения в ФЗ «Об образовании», обеспечивающие возможность получать в колледжах (и вузах) несколько специальностей одновременно. Текст документа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260041

300+ новых специальностей появится в вузах с проектом «Приоритет»

По госпрограмме «Приоритет», предусматривающей крупные гранты, вузы подали 190 заявок. Мы писали об этом в августе («100 вузов, 100 миллионов рублей»). В итоге 106 университетов прошли конкурсный отбор, 46 объявлены получателями спецгрантов.

Вице-премьер Д. Чернышенко рассказал, что в планах победивших университетов создание более трёх сотен новых специальностей с учётом запросов реального сектора экономики (По данным http://government.ru/news/43885/).

Смотрим в будущее: цифровая трансформация

Правительством утверждены проекты для цифровой трансформации высшего образования и науки. Определены целевые показатели на будущее до 2030 года. Опубликовано соответствующее распоряжение http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112250002?index=0&rangeSize=1

Сама стратегия появилась на сайте Минобрнауки в июле (https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749). Этот документ определяет появление целого ряда отечественных цифровых систем для университетов и организаций в сфере науки. Работа предполагается по пяти направлениям:

  1. Выработка единого подхода к цифровой трансформации.
  2. Развитие цифровых сервисов, предоставление равного доступа к ним.
  3. Управление данными: разработка системы по автоматическом приёму данных и аналитике.
  4. Замена устаревшего оборудования.
  5. Цифровые компетенции преподавателей и других сотрудников вузов.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

30.12.2021
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.