Coursera – новый стандарт дистанционного образования. Часть третья.

Coursera – новый стандарт дистанционного образования. Часть третья.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

При всей привлекательности дистанционного образования на курсах Coursera, есть у него узкие места, число которых постоянно сокращается. Этому способствует развитие новых информационных технологий, работа большого числа энтузиастов, поддержка самими учащимися этих проектов и готовность их развивать. Ниже перечислены даже не недостатки, а некие сомнения в правильности развития МООС-проектов, которые, как показывает практика, со временем обязательно решаются.

Доступность Интернета

Скептики сетуют на то, что тысячи студентов не только не имеют доступ в Интернет, но им недоступно даже электричество, телефонная связь, водоснабжение и т. п. Видимо, это камень в огород развивающихся стран. А зря. За пять лет, с 2006 года по 2011 доля развивающихся государств в сообществе интернет-пользователей по всей планете увеличилась с 44% до 62%.

Качество обучения

Претензии к качеству дистанционного образования остаются такими, как и при возникновении онлайн обучения. Сюда относится высокая вероятность нечестности при онлайн-экзаменах из-за практического отсутствия контроля и надзора и «несоответствующий» характер внеучебного взаимодействия между студентами. Например, онлайн дискуссию 30 000 человек скептики называют «белым шумом» и утверждают, что ничего полезного большинство из ее участников не извлекут.

Ответом на эти претензии является тот факт, что в дистанционном образовании как учебные, так и внеучебные взаимодействия носят глобальный характер. Современные информационные технологии дают колоссальный эффект в обучении и даже позволяют построить учебный процесс в виде сократического диалога, когда учитель и ученик взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Грандиозный… отсев

Coursera не сообщает, сколько студентов остается на курсе к моменту его окончания, но по некоторым оценкам их число не превышает 10%, а выпускные экзамены сдают и того меньше – менее 5%. Есть и такие студенты, которые прослушали все лекции курса, выполнили все домашние задания, но выпускные экзамены не сдавали.

Когда из 2 000 000 первокурсников остается 100 000 выпускников, ставится под сомнение массовость – одна из главных особенностей МООС-курсов. Причины такого грандиозного отсева, к сожалению, не изучаются, а если кто-то и проводил такие исследования, то результаты почему-то не опубликовал.

Подтверждение качества обучения

Может быть главной причиной того, что на выпускные экзамены слишком мало желающих является низкая востребованность сертификатов Coursera? Традиционные университеты и работодатели пока не принимают во внимание выпускников МООС-курсов.

Это, пожалуй, главная проблема для дистанционного образования и она в основном тормозит ее развитие.

Пока есть только одно решение этой задачи. Это центры независимой экспертизы в сфере образования и трудовых ресурсов. Только там можно подтвердить полученные в МООС знания. Тем более, что Джорджтаунский центр по образованию опубликовал прогноз, согласно которому половина рабочих мест, где требуется высшее образование, заполнится выпускниками именно с такими сертификатами. Главными потребителями таких ресурсов будут небольшие компании.

Обучение в Coursera бесплатно?!

В наш монетизированный век практически все уверены в том, что ничего бесплатного у нас нет. Кто будет платить преподавателям? Надолго ли хватит их энтузиазма? Может быть, передовые университеты будут субсидировать такие образовательные проекты? Но кто тогда будет платить 50 000 долларов в год за обучение и проживание в кампусах Гарварда или Стэнфорда?

Это касается и Coursera. Эксперты считают, что в ближайшем будущем начнется коммерциализация курсов. Ведь 20 лет назад Открытый Университет в Великобритании тоже запустил дистанционные программы по ценам, которые были намного дешевле «нормальных университетов». А сейчас эта разница практически стерта.

В настоящее время Coursera планирует брать деньги за очные экзамены и выдачу сертификата, подтверждающего успешное обучение. Скорее всего, и часть курсов перейдет на платное обучение. Уже сейчас вместе с бесплатными курсами есть и платные курсы, правда, по очень невысоким ценам (один из них – Udamy).

Конкуренция с традиционными вузами

Если, как утверждают эксперты, Coursera и ему подобные преодолеют сегодняшние трудности и укрепятся на образовательном рынке, они составят серьезную конкуренцию для традиционных учебных заведений. В первую очередь для небольших и мало известных. Им окажется гораздо выгодней заменить свои вводные курсы на онлайн продукты, а преподавателей заменить на онлайн-лекции знаменитых профессоров.

Такая политика может вызвать напряженность на рынке традиционного образования, и каковы будут ее последствия, пока никто не знает.

Глобализация и ее последствия

Еще одна проблема в использовании курсов Coursera– требование хорошего владения английским языком. Это основное препятствие для желающих учиться из развивающихся стран.

Решение нашли в Khan Academy, где довольно оперативно перевели видеолекции на множество языков волонтеры и студенты. Переводы были сделаны с помощью субтитров или озвучиванием. Появились переводы курсов Courseraи на русском языке.

10.07.2013
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.