Методика преподавания курса «Шахматы в школе» в условиях реализации ФГОС НОО (144ч). Дистанционное обучение
![]() |
|
Растущий интерес и популярность шахматной игры заставляют образовательные организации задуматься над введением курса «Шахматы в школе». Программа разработана для подготовки педагогов по шахматам для начальной школы.
Эта программа для вас, если вам нужно:
Изучить историю возникновения и развития шахматной игры, методические основы преподавания шахмат как учебного предмета, содержание проекта по введению шахмат в образовательный процесс.
- Понять, какие требования существуют к организации и проведению современного урока по шахматам, каково необходимое техническое оснащение кабинета.
- Освоить методики обучения основам шахматной игры, отработке шахматных тактик.
Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 8 недель (144 часа).
Вы узнаете и научитесь
Будущие учителя шахмат в рамках четырёх модулей программы изучат вопросы:
- Научно-практическое обоснование важности шахматного образования в начальной школе.
- Цель и задачи курса «Шахматы в школе». Шахматы как инструмент развития мышления.
- Реализация системно-деятельностного подхода ФГОС НОО в рамках курса шахмат.
- Шахматные развивающие задания и занимательные игры: виды и методические основы использования.
- Шахматы как инструмент развития нестандартного творческого мышления.
- Междисциплинарный характер шахматной игры.
- Технологии обучения основам шахмат: базовый понятийный аппарат в разбивке по годам обучения.
- Шахматные дебюты: понятие, виды, цели использования, методики изучения.
- Образовательные компьютерные программы обучения шахматам: их преимущества и возможности.
Результаты и перспективы
- Вы знаете содержание образовательного проекта «Шахматы в школе», понимаете механизмы его внедрения в учебный процесс в начальных классах.
- Вы владеете основными шахматными понятиями, базовыми техниками построения шахматной игры.
- Вы способны обучать шахматным основам, усложнять учебный материал по мере развития навыков учащихся, сделать шахматные задания увлекательными.
Применение результатов обучения

Шахматы являются эффективным инструментом развития нестандартного и системного мышления, способности перерабатывать информацию в уме, анализировать возможные варианты и принимать решения.
Завершив обучение, вы сможете преподавать шахматы в системе начального и дополнительного образования, вести шахматные кружки, организовывать шахматные клубы, проводить конкурсы и соревнования.
Требования к Слушателям
Обратите внимание! |
![]() |
Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:
- Паспорта.
- Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Документа о высшем (диплом бакалавра, специалиста или магистра, диплом об окончании аспирантуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки) или среднем профессиональном образовании*.
- При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
- Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).
Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.
Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.
*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.
Учебный план программы повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы в школе» в условиях реализации ФГОС НОО»
Срок обучения: 8 недель.
№ п/п |
Наименование модулей и тем |
Общая трудоемкость, в акад. час. |
Работа обучающегося в СДО, в акад. час. |
Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З) |
|
Лекции |
Практи-ческие занятия и тести-рование |
||||
Модуль I. ФГОС НОО как основа изучения курса «Шахматы» младшими школьниками |
|||||
1. |
«Шахматы» как учебная дисциплина в начальной школе |
12 |
6 |
6 |
З |
2. |
Материальная база изучения курса «Шахматы» в современной школе, использование информационно-коммуникационных технологий |
12 |
6 |
6 |
|
3. |
Требования к современному уроку по шахматам |
12 |
6 |
6 |
|
Модуль II. Проект «Шахматы в школе»: реализация в России |
|||||
4. |
Шахматы в школе: структура проекта, основные нормативные документы |
12 |
6 |
6 |
З |
5. |
Формирование у младших школьников представлений о культурном и историческом развитии человечества при изучении истории шахмат |
12 |
6 |
6 |
|
Модуль III. Понятийный аппарат курса «Шахматы» в начальной школе |
|||||
6. |
Базовые понятия курса «Шахматы» (первый год обучения) |
12 |
6 |
6 |
З |
7. |
Базовые понятия курса «Шахматы» (второй год обучения) |
12 |
6 |
6 |
|
8. |
Базовые понятия курса «Шахматы» (третий год обучения) |
12 |
6 |
6 |
|
9. |
Базовые понятия курса «Шахматы» (четвёртый год обучения) |
12 |
6 |
6 |
|
Модуль IV. Основы изучения шахматных дебютов младшими школьниками |
|||||
10. |
Методика изучения шахматных дебютов. Открытые дебюты |
12 |
6 |
6 |
З |
11. |
Методика изучения полуоткрытых и закрытых шахматных дебютов |
12 |
6 |
6 |
|
12. |
Использование обучающих компьютерных программ для занятий и анализа шахматных партий |
10 |
4 |
6 |
|
Итоговая аттестация |
2 |
Итоговое тестирование |
|||
ИТОГО |
144 |
Заявка на телефонную консультацию приемной комиссии "НИИДПО. Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения" (г. Москва) по программе "Методика преподавания курса «Шахматы в школе» в условиях реализации ФГОС НОО (144ч)".
|