Детская нейропсихология, Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч): профпереподготовка дистанционно в УрИПКиП (Уральский институт повышения квалификации и переподготовки)
|
Программа направлена на освоение нейропсихологических технологий диагностики и коррекции высших психических функций у детей.
Нормативные документы:
- ФГОС ВО – специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (утв. Приказом Минобрнауки России от 26.05.2020 N 683).
- Профстандарт «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 682н).
Эта программа для вас, если вам нужно:
- Познакомиться с симптоматикой поражений головного мозга.
- Овладеть технологиями нейропсихологической диагностики.
- Освоить нейропсихологический подход в коррекционно-развивающем обучении и психолого-педагогическом сопровождении.
Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 12 недель (340 часов).
Вы узнаете и научитесь
В ходе обучения на курсе Слушатели, будущие нейропсихологи, получат актуальные знания по следующим темам:
- Структурно-функциональная организация мозга. Онтогенез высшей нервной деятельности.
- Нейропсихологическая симптоматика поражений головного мозга.
- Нейропсихологические методы диагностики в работе с детьми, имеющими поражения головного мозга.
- Нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
- Нейропсихологические методы работы с детьми, имеющими органические нарушения высшей нервной деятельности.
Вебинары:
Программа включает более 25 вебинаров и список постоянно пополняется. С полным перечнем тем вы можете ознакомиться у специалистов отдела по организации приёма или процесса обучения.
- Внимание – познавательный процесс, симптом нарушения при СДВГ (в двух частях).
- Детская нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика и консультирование (в двух частях).
- Диагностика и коррекция когнитивной сферы при дефицитарном развитии (на примере ДЦП) (в двух частях).
- Использование нейропсихологических альбомов для диагностики зрительного восприятия и восстановления зрительной памяти.
- Нейропсихологическая методика исследования зрительной памяти у детей
- Нейропсихологические технологии в работе логопеда с детьми младенческого и раннего возраста.
- Нейропсихологические технологии в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Современные взгляды на механизмы и проявления моторной алалии и их влияние на стратегию коррекционно-логопедической работы (в двух частях).
- Социально-биологические, психологические и нейропсихологические основания детской нейропсихологии.
Практические задания курса
Практические задания курса направлены на отработку умений:
- учитывать нейропсихологические особенности детей, обучающихся в начальной школе при решении профилактических и коррекционных задач;
- опираясь на характеристики ребёнка, оптимальным образом определять его место в группе сверстников;
- ориентироваться в вариантах выполнения нейропсихологических упражнений;
- ориентироваться в особенностях инвентаря для проведения нейропсихологических коррекционных занятий, методах и приемах коррекции;
- ориентироваться в отличительных особенностях форм нейропсихологических занятий;
- понимать сущность и содержание принципов нейропсихологической коррекции в детском возрасте;
- соблюдать последовательность внедрения метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения;
- применять знания о роли полушарий головного мозга в психических процессах;
- применять знания об основных правилах протекания нейропсихологических процессов;
- применять знания по нейропсихологии для решения практических задач;
- работать с различными формами дизартрий;
- соотносить виды речевых нарушений со спецификой нейропсихологической коррекции;
- соотносить разновидности детей с ЗПР по И. И. Мамайчук (с примерами упражнений/игр, применяемых в работе с детьми);
- соотносить формы ДЦП и наиболее актуальные задачи нейропсихологической коррекции;
- использовать стимульный материал при проведении нейропсихологических упражнений;
- применять в практической деятельности знания об особенностях восприятия;
- ориентироваться в видах школьной дезадаптации и их особенностях;
- подбирать коррекционные игры и упражнения соответственно задачам коррекции;
- разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения по какой-либо проблеме у ребёнка с органическим поражением головного мозга по схеме, представленной в лекционном материале;
- составлять индивидуальные рекомендации для родителей ребёнка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции;
- составлять конспект нейропсихологического коррекционного занятия с ребёнком/детьми дошкольного возраста;
- составлять описание примерного содержания нейропсихологического сопровождения ребёнка, придерживаясь схемы, предложенной преподавателем;
- составлять характеристику-описание развития речевой функции в онтогенезе (период от 0 до 3-х лет).
Заполнение таблиц:
- «Современные нейропсихологические концепции» с краткой характеристикой каждой указанной концепции.
- Установление соотношения видов горизонтальных восьмерок с видами восприятия, которые развивает их рисование.
- Установление соотношения задач нейропсихологической коррекции и примеров упражнений.
- Установление соотношения стимульного материала для проведения нейропсихологических упражнений и направлений коррекционного воздействия.
- Морфофункциональные особенности головного мозга.
Методические материалы:
- Анамнестические данные и клиническая беседа.
- Глоссарий по дисциплине «Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности. Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга».
- Игры и упражнения для развития когнитивной сферы дошкольников, навыков программирования и контроля, операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции.
- Опросники по латеральным предпочтениям.
- Памятка для практического детского нейропсихолога.
- Упражнения по мозжечковой стимуляции.
Результаты и перспективы
- Вы способны проводить нейропсихологическую диагностику с целью установления диагноза и генеза заболевания.
- Вы умеете с помощью нейропсихологических методов вести коррекционно-развивающую работу с детьми различного возраста, оказывать помощь в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими заболеваниями головного мозга.
- Вы понимаете принципы структурно-функциональной организации мозга, симптомы и синдромы нейропсихологических нарушений.
Применение результатов обучения
Нормальное функционирование мозга лежит в основе всех психических процессов и определяет возможность обучения, развития и социализации ребенка. В России десятки тысяч детей имеют нарушения высшей нервной деятельности различного генеза. Диагностика и коррекция в работе с такими детьми проводится нейропсихологическими методами. В ходе обучения Слушатели освоят нейропсихологические технологии и смогут их применять:
- в системе здравоохранения;
- в специальных (коррекционных) школах;
- на дому.
Требования к Слушателям
Обратите внимание! |
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Документ о высшем (диплом бакалавра, специалиста или магистра, диплом об окончании аспирантуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки) или среднем профессиональном образовании*.
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.
Учебный план программы профессиональной переподготовки «Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза» с присвоением квалификации «Нейропсихолог»
Срок обучения: 12 недель.
№ п/п |
Наименование дисциплин |
Общая трудоемкость, в акад. час. |
Работа обучающегося в СДО, в акад. час. |
Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З) |
|
Лекции |
Практи-ческие занятия и тести-рование |
||||
1. |
Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности. Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга |
56 |
28 |
28 |
З |
2. |
Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей |
56 |
28 |
28 |
ДЗ |
3. |
Организация и содержание нейропсихологической диагностики в работе с детьми, имеющими различные повреждения головного мозга |
56 |
28 |
28 |
ДЗ |
4. |
Нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения различного генеза |
56 |
28 |
28 |
ДЗ |
5. |
Нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми школьного возраста, имеющими нарушения различного генеза |
56 |
28 |
28 |
З |
6. |
Нейропсихологический подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с органическими поражениями головного мозга |
56 |
28 |
28 |
З |
Итоговая аттестация |
4 |
Итоговый междисциплинарный экзамен |
|||
ИТОГО |
340 |
Заявка на телефонную консультацию приемной комиссии "УрИПКиП. Уральский институт повышения квалификации и переподготовки" (г. Пермь) по программе "Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)".
|