Мифы заочного образования
Миф 1: заочное обучение – это самый лёгкий путь
Действительно, можно довольно часто услышать мнения, что учиться заочно очень просто. Очевидно, данный миф связан с тем, что у большинства людей все трудности ассоциативно связаны с дисциплиной, регулярными встречами со строгими преподавателями и ежедневными походами в образовательное учреждение. Так многие привыкли воспринимать повседневные тяготы учёбы ещё со школьных времён.
Разумеется, процесс получения знаний, приобретения необходимых навыков, вовсе не связан напрямую с количеством часов, проведённых за партой в аудитории. Стоит отметить, что в определённом смысле на заочном отделении учиться даже несколько сложнее: вся ответственность за результат ложится на плечи студента. Здесь никто не скажет: «Нам не объяснили, мы не проходили». Студенты самостоятельно ищут материалы, готовятся к зачётам, экзаменам, получив списки вопросов и тем. Обучающиеся на заочном отделении прилагают все те же усилия, что и студенты дневного, но при этом сами организуют свои занятия, придерживаются плана, следят за соблюдением сроков и выполнением работы, собирают информацию.
Миф 2: у заочного образования качество ниже
Это заблуждение тоже берёт своё начало в традиционных представлениях некоторых людей о неразрывной связи тотального контроля и постоянных строгих внушений от педагогов с хорошей успеваемостью, усвоением информации. В действительности же всё происходит немного иначе. К студентам заочных отделений предъявляются столь же строгие требования, как и к тем, кто регулярно посещает вуз, учась на дневном отделении.
Заочники два раза в год сдают экзамены, зачёты, письменные работы, обязательно принимают участие в практических занятиях и семинарах, выполняют лабораторные работы. Многие из студентов ОЗО – работающие люди, профессионалы своего дела, некоторые трудятся по специальности. Приобретённый опыт, практические знания тоже помогают им в процессе учёбы. Преподаватели, со своей стороны, никогда не будут делать скидки из-за того, что студент – заочник. Напротив, они даже более объективны по отношению к студентам ОЗО, поскольку их не стесняют уже сложившиеся личные отношения, длительное знакомство, не мешает общее впечатление об учащемся, как зачастую происходит с дневниками, которые видятся с педагогами долгое время регулярно.
Миф 3: чтобы получить заочное образование, можно почти не выходить из дома
Возможно, такой вариант многим бы понравился, но, к сожалению, это не так. На самом деле студентам-заочникам приходится не только часто выходить из дома из-за различных учебных дел, но и регулярно посещать библиотеки, искать в городских читальных залах и абонементах нужную литературу, просить у студентов лекции конкретного преподавателя, которые иногда становятся почти музейной редкостью. Всё это нужно совмещать с основными заботами, работой и личной, семейной жизнью. Поэтому трудно говорить об огромном количестве свободного времени у получающих высшее образование заочно. Безусловно, они более мобильны, чем студенты дневных отделений, но занятий, чисто бытовых затруднений при обучении, и у них хватает.
Сейчас внедряют дистанционное образование. В связи с этим появился ещё один миф.
Миф 4: заочное и дистанционное образование – одно и то же
Дистанционное обучение – совершенно новый формат. Разумеется, его повсеместное внедрение связано с поступательным развитием образования в целом. Дистант имеет свои преимущества, которых нет у заочного обучения:
· количество посещений меньше, чем на заочном отделении;
· во многих вузах можно ограничиться сдачей итоговых экзаменов и представлением квалификационной работы в очной форме, а все промежуточные аттестации проводятся удалённо: для этого есть электронная почта и Скайп;
· при дистанционном обучении максимально пластичен учебный план, чего нет на заочных отделениях;
· дистанционно гораздо проще учиться экстернатом, по сокращённым программам, получать два образования параллельно;
· студентам, которые учатся дистанционно, предоставляются абсолютно все учебные и методические материалы, им не нужно проводить много часов в библиотеках.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
· полученное заочное образование является гарантом приобретённых знаний, навыков, как и дневное;
· на ОЗО преподавателями осуществляется строгий контроль, а отсутствие длительных личных контактов только повышает объективность;
· студенты ЗО много трудятся, прилагают определённые усилия, как для обучения, так и для поиска информации;
· дистанционное обучение заметно отличается от заочного.