2018 год в образовании: итоги и перспективы
Дайджест главных событий уходящего года: преобразование Минобрнауки, цифровизация образовательного пространства, столетний юбилей системы дополнительного образования в РФ, возвращение в школу астрономии и шахмат.
Минобрнауки разделено на два ведомства. Цель – рост эффективности госуправления в образовании и научных исследованиях.
15 мая 2018 года Президент подписал указ о преобразовании Министерства образования и науки РФ в два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. В ведение первого отдано общее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное образование и дополнительное проф. обучение, а также комплекс социальных вопросов, связанных с детьми-сиротами или оставшимися без попечения. Второе министерство ответственно за реализацию политики государства в системе высшей школы, научной и научно-технической сфере, а также курирует инновационную деятельность. (По данным https://минобрнауки.рф/новости/12903).
Проект «Цифровая школа» в 2018 году.
Министерство просвещения завершает этап проектирования «Цифровой школы», реализация которой призвана качественно повлиять на всех участников образовательного процесса.
- Для учеников будет создана безопасная цифровая среда, где они получат доступ к электронному дневнику, онлайн-курсам и библиотекам, системе диагностики и контроля знаний и пр.
- Родители получат возможность мониторить успехи своего ребёнка, его интересы, знакомиться с образовательными материалами, общаться с педагогами.
- Учителя смогут реализовывать новые педагогические методики и технологии, заниматься повышением квалификации, работать с документами.
- Администрации школ займутся созданием цифровой системы, внедрением электронного документооборота, автоматизацией управленческих процессов.
(Источник - https://минобрнауки.рф/m/новости/12933).
Дополнительному образованию в России в 2018 году исполнилось сто лет.
Летом 1918 года была организована первая биологическая станция для учащихся школ, которые увлекались изучением живой природы. Эта организация предшествовала созданию кружков юных натуралистов и «кружковскому» движению в целом.
Современная система государственного дополнительного образования ориентирована на развитие креативности, предоставление возможности попробовать себя в разных направлениях искусства, науки, творчества. (Подробнее - http://dop.edu.ru/article/12867/sisteme-vneshkolnogo-dopolnitelno-obrazovanie-ispolnilos-100-let)
Российским старшеклассникам вернули астрономию.
Астрономия ушла из обязательной школьной программы почти на двадцать пять лет. Это отразилось на знаниях учащихся, что продемонстрировал проведённый в 2016 году Всероссийский астрономический диктант. Больше половины участвовавших в нём получили оценку «3» или «2».
Для России, которая является ведущей космической державой и имеет небезосновательные амбиции на укрепление лидерства, важен живой интерес школьников к миру звёзд, галактик, планет, ведь именно новому поколению предстоит продолжать развитие космических наук. Теперь астрономию будут изучать в 11 классе.
(По данным https://www.spb.kp.ru/daily/26783/3817051)
Шахматы в школе становятся обязательной учебной дисциплиной.
Положительное влияние шахмат на развитие интеллектуальных способностей, логику, тактическое мышление доказано временем и наукой. В ряде школе, где в рамках пилотного проекта реализуется преподавание шахмат, отмечается положительное влияние игры на успеваемость и учебную мотивацию детей. В настоящее время курс «Шахматы в школе» полностью методически обеспечен: разработаны учебники, методические пособия, тетради для практических работ. Идёт повышение квалификации педагогов. (Подробнее - https://rg.ru/2018/11/10/shahmaty-budut-obiazatelnym-predmetom-v-shkolah.html).
В декабре 2018 года в Сочи представители российских регионов поделились успешным опытом модернизации образовательных процессов.
На семинаре-совещании представители 18 регионов, получивших целевые государственные субсидии, отчитались о результатах мероприятий по совершенствованию образовательных технологий, методик, улучшению предметной базы. Эксперты отмечали, что повышение квалификации педагогических работников – главное условие качественного образования. Внедряемая национальная система профессионального роста учителя направлена на создание условий для непрерывного развития педагогических компетенций. (Источник - https://edu.gov.ru/press/850/v-sochi-predstavili-uspeshnye-praktiki-obnovleniya-tehnologiy-i-soderzhaniya-obschego-obrazovaniya)