Идеи людей, создающих дистанционное образование
Как появляются всемирно известные онлайн академии? Их создают люди. Статья о тех, кто делает образование будущего сегодня: Дафна Коллер, Дхавал Шах, Себастьян Трун, Салман Хан, Ивар Максутов.
Дафна Коллер: Coursera
Преподаватель Стэнфордского университета Дафна Коллер в 2012 году основала ресурс Coursera совместно со своим коллегой Эндрю Эном. Разработки учёной в сфере цифровых и компьютерных технологий, программирования не раз находили признание в научном сообществе. Эндрю Эн, также преподающий в Стэндфорде, известен серьезными исследованиями в области искусственного интеллекта.
В основе образовательной технологии Coursera лежит идея о том, что активное обучение, вовлечение онлайн-студентов в поиск информации, выполнение заданий и тестов, даёт лучший результат в сравнении с пассивным прослушиванием лекций. Ряд российских вузов уже несколько лет активно сотрудничает с Coursera. По мнению Дафны Коллер, для них это возможность выйти на международный уровень, заявить о себе, перенять опыт.
Дхавал Шах: Class Central
Идеолог, создатель и руководитель Class Central Дхавал Шах с помощью своей платформы реализовал возможность критической оценки пользователями и обучающимися на онлайн курсах их качества, полноты, соответствия заявленной теме и целям, глубины усвоения материала. Этот ресурс помогает найти и выбрать нужный курс, сравнив их и изучив отзывы.
Дхавал Шах как ведущий аналитик в сфере дистанционного обучения отмечает ряд современных тенденций:
- рост количества платных или частично платных образовательных ресурсов;
- курсы в основном не привязаны ко времени, доступны в любой момент;
- корпоративное обучение всё чаще организуется на онлайн платформе;
- развитие региональных образовательных электронных ресурсов.
Себастьян Трун: Udacity
Ещё один стэнфордский профессор, Себастьян Трун, долгие годы возглавлял в университете исследования в области искусственного интеллекта и технологий обработки больших объёмов данных. Учёный считает, что современные компьютерные системы способны обучать себя сами. Однако создать «умную» машину может только очень умный человек. Сознание – то, что отличает человека от компьютера. Современный компьютер должен освободить человека от рутины, что высвободит человеческий ресурс для совершенствования и качественного развития сознания.
Проект Udacity нацелен на формирование компетенций в компьютерных науках, физике, технике и технологии. Партнёрство с ведущими технологическими концернами позволяет талантливым студентам находить практическое применение своим знаниям и идеям.
Салман Хан: Khan Academy
Школа будущего не имеет стен, у неё нет границ, это будет мир. Так считает популяризатор онлайн обучения, преподаватель и бизнесмен Салман Хан, за плечами которого успешное обучение в Массачусетском технологическом институте и Гарварде. Личная история про то, как Салман Хан на расстоянии помогал в учёбе своей сестре, переросла в масштабный проект дистанционного образования «Академия Хана». Этот ресурс, существующий на пожертвования, предоставляет возможность прослушать тематические курсы по физике, математике, химии, истории и другим предметам.
По мнению Салмана Хана, образование будущего должно быть ориентировано на индивидуальные характеристики человека (на усвоение материала разным людям требуется разное время), применение технологий активного обучения (доказано, что пассивное слушание самый неэффективный способ получения знаний), отход от предметного обучения (дети должны видеть всё пространство знаний и связи между ними).
Ивар Максутов: ПостНаука
Талантливые учёные должны иметь признание и известность, это поможет им двигать науку дальше, а желающим учиться – получать знания их первых уст. Эта идея вдохновила учёного Ивара Максутова на создание образовательного онлайн журнала о фундаментальной науке и современных исследователях.
Популяризация науки реализуется через публикацию научных статей и видеолекций по инновационным разработкам и достижениям современных учёных. Все материалы создаются «от первого лица». Ивару Максутову удалось пробудить интерес к фундаментальным исследованиям, ведь именно они лежат в основе всех прикладных разработок.