Дополнительное профессиональное образование в различных странах
Разные государства избирают собственные пути решения вопроса актуализации и пополнения объёма знаний работающих специалистов. Разрабатываются программы дополнительного профессионального образования (ДПО), вводятся стандарты и постановления, обязывающие сотрудников повышать квалификацию, совершенствуются системы регулярной аттестации работников. Некоторые страны пришли к пониманию необходимости непрерывного образования. Рассмотрим особенности реализации дополнительного образования в Европе, Азии и России.
Европа
Европейские государства – яркий пример системы непрерывного (или возобновляющегося) образования. В частности, такая система распространена в Германии, Англии, Франции, Швеции. Здесь профессиональное развитие специалистов происходит на протяжении всей жизни.
Например, значительную долю в структуре ДПО в Германии занимает обучение персонала непосредственно на предприятиях, внутри созданных корпоративных университетов. Также специалисты могут повысить свой квалификационный уровень в специализированных центрах на базе высших учебных заведений. При этом отсутствует единый государственный стандарт, регулирующий порядок составления учебных планов. Контроль за профессиональным обучением осуществляется торгово-промышленными палатами (ТПП). ТПП издают постановления, включающие название специальности, рекомендуемую продолжительность занятий, требования к знаниям и умениям, на которые должны ориентироваться учебные организации при разработке образовательных планов.
Дополнительно в Германии действует единая система финансового стимулирования работников к совершенствованию компетенций и навыков. Правительство выделяет безвозмездные дотации специалистам на период профобучения. Величина материальной помощи прописана в федеральном законе о содействии повышению профессиональной квалификации (Aufstiegsfortbildungsförderungsgesetz, т.н. „Meister-BAföG“, или AFBG). Она варьируется в зависимости от семейного статуса работника и наличия детей. Так, с 1 августа 2016 сумма дотации для обучающихся граждан, не имеющих семьи, составляет 768 евро в месяц, а для специалистов, состоящих в браке и воспитывающих двоих детей, – 1473 евро в месяц. Поддерживаются государством и слушатели дистанционных курсов при условии, что обучение завершается государственным экзаменом, а вот самообразование не подлежит стимулированию.
В рамках данной программы мероприятия по повышению квалификации при непрерывном обучении могут продолжаться максимум 36 месяцев, а при их разделении на отдельные курсы – максимум 48 месяцев. Нижний порог длительности обучения – 400 академических часов (по 45 минут). Учебные курсы должны быть признаны правительством и завершаться государственным экзаменом с выдачей диплома установленного образца. Документом о профпереподготовке за рубежом является «Postgraduate diploma» – диплом, как и в России, дающий право заниматься новым видом профессиональной деятельности.
Азия
Странами-лидерами с лучшими системами образования признаны Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг. Особенностью азиатской образовательной политики является интенсивное развитие системы ДПО для педагогов, при этом большое внимание уделяется качеству подготовки преподавателей в целом. Так, в Сингапуре должность педагога приравнивается к государственной службе. Процесс отбора будущих учителей начинается еще на этапе поступления в учебное заведение. Министерством образования и Национальным институтом образования Сингапура ежегодно организуется централизованное тестирование, по результатам которого только лучшие кандидаты смогут начать обучение педагогическому мастерству. Учитываются академические достижения претендентов, их навыки межличностного общения, анализируются мотивы поступления.
Уже работающие учителя проходят ежегодную аттестацию EPMS – Система управления повышением качества труда (Enhanced Performance Management System). Оценивается работа педагога на протяжении всего года в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития. Данный план составляется педагогом самостоятельно и курируется специалистами из Департамента образования. По итогам аттестации определяется зарплата учителя на следующий год и возможности его карьерного продвижения.
Дополнительно в обязанности преподавателей входит ежегодное обучение на оплачиваемых курсах повышения профессиональной квалификации продолжительностью 100 часов, руководит которыми Национальный институт образования.
В Азии широко развиты институты непрерывного образования для специалистов всех отраслей. Так, в Гонконге существует объединение учебных заведений профессионального обучения (Vocational Training Council, VTC). В него входят более 10 учебных организаций, предоставляющих широкий спектр курсов повышения квалификации и последипломных образовательных программ. Среди них можно назвать Институт технического и высшего образования Гонконга (Technological and Higher Education Institute of Hong Kong, THEi), Институт профессионального образования и знаний (Institute of Professional Education And Knowledge, PEAK), Гонконгский институт профессионального образования (Hong Kong Institute of Vocational Education, IVE) и др.
Россия
Современная российская система ДПО регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в ст. 76 которого прописаны два направления профессионального развития специалистов, курируемых Рособрнадзором:
- Повышение квалификации (продолжительность от 16 до 250 часов) – краткосрочная подготовка специалистов, направленная на расширение и совершенствование знаний в определённой области, повышение уровня профессионального развития, формирование специальных навыков;
- Профессиональная переподготовка (продолжительность свыше 250 часов) – комплексная подготовка с целью освоения специалистом нового вида профессиональной деятельности.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля
Федеральной целевой программой развития образования на 2016 – 2020 годы предусмотрен запуск 200 программ ДПО, разработанных в соответствии с ключевыми тенденциями технологического развития России. Одним из приоритетных направлений государственной политики на данном этапе является обеспечение максимально благоприятных условий для получения качественного образования гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В связи с этим, к 2020 году запланировано повышение до 100% доли педагогических работников сферы специального образования, прошедших дополнительную профессиональную подготовку в области обучения лиц с ОВЗ.