Что лежит в основе успешности людей?
Какую роль талант играет в нашей жизни?
Большой проблемой являются наши ошибки в понимании природы высоких достижений. Например, если мы считаем, что тот или иной человек не наделен естественным талантом (врожденной способностью выполнять какие-либо действия хорошо и просто) к определенному виду деятельности, то он обязательно является малокомпетентным в сравнении с теми, кто с рождения обладает подобным преимуществом, и, конечно, стараемся отстранить «неталантливых» людей от выполнения задач.
Мы не должны ограничивать своих детей от желания заниматься искусством, различными видами спорта, изучением экономики или редкого иностранного языка, если считаем, что они обделены талантом в этих областях. Довольно часто сталкиваемся также с ситуацией, когда управленцы в бизнесе меняют карьеры людей, опираясь на тонкие свидетельства того, что они «дают». Или еще один пример из нашей жизни, когда мы беремся за что-то новое и через время бросаем навсегда, так как считаем, что не получили ожидаемого результата, а значит не имеет к этому таланта.
Что, вообще, собой представляет талант
Как утверждают ученые, на сегодняшний день талант не означает то, что мы привыкли думать о его значениях, скорее всего он совсем ничего не значит. Некоторые исследователи осторожно акцентируют внимание на отсутствие реальных фактов существования в природе таланта.
Проводились исследования людей, достигших некоторых высот в каких-либо областях, в результате которых ученые не нашли достаточно много признаков раннего успеха до того, как они стали интенсивно и целенаправленно обучаться в интересующей их деятельности. В подобных изучениях принимали участие успешные люди из различных сфер: музыканты, теннисисты, художники, пловцы, математики и пр.
Подобные умозаключения совсем не утверждают отсутствие таланта в природе, однако, они наталкивают на один интересный нюанс: если он все-таки существует, то может оказаться нерелевантным, то есть ненужным.
Талант — врожденная особенность или приобретенные навыки?
Основываясь на сегодняшние достижения науки, а в частности в изучении генома, не должно оставаться никаких вопросов о том, что является врожденным, а что — приобретенным в течение жизни. Если талант дается нам с рождения, то обязательно должен быть определенный ген, отвечающий за его наличие. Вся проблема заключается в том, что исследователи не располагают полной информацией за что конкретно отвечает каждый из 20 тысяч наших генов. Естественно, у многих сразу возникает вопрос, что приводит к высоким достижениям, если это не талант, то что?
Осмысленная практика
Исследователи пришли к выводу, что причина высоких достижений кроется в так называемой осмысленной практике. Сразу следует подчеркнуть, что это не совсем то явление, которое мы привыкли понимать под словом «практика», это не тот сухой остаток, получаемый от обычных регулярных упражнений на достижение поставленной цели. Но это также не подразумевает тяжелый труд.
Осмысленная практики — это особенная и неповторимая сфера деятельности, не работа и не игра. Основывается она на нескольких элементах, которые в совокупности создают мощное целое. Самый лучший результат достигается при соблюдении комплекса комбинаций всех элементов, но также допускается отсутствие некоторых составных частей. На сегодняшний день ученые получили расшифровку карты пути, ведущего к высоким достижениям.
Элементы осмысленной практики
В порядке ценности осмысленная практика подразделяется на следующие характеристики:
- Разрабатывается целенаправленно для улучшения общих качеств.
Ключевое слово — «разрабатывается». Основа осмысленной практики заключается в подстраивании под индивидуальные особенности каждого человека. Это, возможно, звучит банально, но многие из нас не задумываются о своей деятельности, как об определенном виде практики. Неважно, на теннисном корте или играя на скрипке, многие предпринимают что-то в надежде покорить вершины мастерства в этой сфере, которые, скорее всего, давно уже освоены и выше просто не могут быть. А вот осмысленная практика призывает выделить из общей массы действий один конкретный элемент, нуждающийся в улучшении, и усердно работать исключительно над ним.
Хороший пример использования в своей жизни подобной практики нам демонстрирует популярный чернокожий гольфист-вундеркинд Тайгер Вудс. Для него совершенно нет секретов в профессиональном гольфе — он располагает мячик в песчаную ловушку и бьет по нему, оттачивая удар из практически нереального положения.
Человек, добивающийся успеха, выделяет из общей массы своей деятельности один конкретный аспект, требующий, по его мнению, улучшения, фокусируется на нем и доводит до совершенства, а потом переходит к следующему элементу.
Практически во всех случаях длительный процесс исследований в итоге создает каркас знаний о развитии и улучшении деятельности. Как правило, подобными видами знаний обладают преподаватели. Во все времена учитель являлся немаловажной составляющей частью в создании мероприятий, направленных на развитие индивидуальности. На сегодня существует масса примеров успешных людей, отцы которых еще с раннего их детства начинали подобные процессы: Тайгер, Пикассо, Моцарт.
В отдельных случаях, особенно в интеллектуальной области (искусство, наука, бизнес), люди обладают достаточными знаниями для создания собственной практики. Но важность и преимущество наличия учителя подтверждают практически все. Из этого следует, что при желании стать одним из лучших гольфистов необходимо найти для себя учителя.
- Осмысленная практика предусматривает повторение.
Многократное повторение — это важное отличие подобной практики от заурядных повседневных задач, даже при условии, что они проделываются неоднократно. Однако повторение некоторых действий намного чаще, чем это требуется в повседневной практике — это еще не стопроцентный залог эффективности. Две главные особенности осмысленной практики отличают ее от наших ежедневных действий. Первая — это определение условий, выбор деятельности под наши нынешние возможности. Вторая — это число повторений.
Самые успешные люди выполняют повторение своих действий до умопомрачения. Например, Тед Уильямс, известнейший бейсбольный подающий (хиттер), тренировал подачу до момента, когда его руки начинали кровоточить. Пит Маравич, рекорд которого в баскетболе для колледжей был недостижим на протяжении 30 лет, приходил в спортзал утром и отрабатывал броски до поздней ночи.
- Всегда должна быть обратная связь по результату.
Понятно, что каждый конечный итог должен иметь объяснение, даже несмотря на очевидные проявления успеха. Человек может предполагать, что репетиция его интервью с работодателем безукоризненна, но это абсолютно не означает наличие у интервьюера такого же мнения. Или, например, исполнитель скрипичного концерта Брамса будет уверен, что его выступление произвело фурор. Но как дело обстоит на самом деле? Как он может действительно убедиться в своих предположениях? Для ответов на подобные вопросы как раз рекомендуется иметь наставника, учителя или тренера, который является ключевым моментом для получения верной обратной связи.
- Немаловажное значение имеет правильность мышления.
Осмысленная практика — это в первую очередь собранность и сосредоточенность. Именно благодаря этим факторам практика называется «осмысленной», что резко отличается от бессмысленной возни с мячом, которой многие увлекаются. Все время быть в поиске тех элементов, которые следует усовершенствовать, и целенаправленно следовать по пути их улучшения — все это требует от любого человека немалых умственных возможностей.
Иногда подобная работа бывает очень длительной и тяжелой, что приводит к мысли о нереальности достижения поставленной цели. Натан Мильштейн, великий скрипач 20 века, являлся студентом популярного наставника Леопольда Ауэра. Рассказывали, что однажды ученик спросил своего учителя, достаточно ли он практикуется. Ауэр ответил: «Если ты будешь тренировать пальцы, тебе будет нужно практиковаться весь день. Если же тренировать мозг, то тебе хватит и полутора часов». Но Ауэр недоговорил, почему именно полтора часа требуется для тренировки мозга, оказывается, ответ очень прост — дольше никто не выдержит.
Осмысленная практика совершенно не является приятным времяпрепровождением. От нас требуются абсолютно не те вещи, которые мы привыкли совершать с удовольствием, так как постоянно должны выискивать в чем мы плохи. Когда мы выделили в себе то болезненное и труднодоступное, что должно сделать нас лучше, мы обязаны повторять их снова и снова. По окончании каждого повтора мы должны посмотреть на себя и определить, что еще плохого осталось, а потом работать снова над этим трудным и болезненным элементом. Этот процесс должен будет длиться до окончательного ментального опустошения.
16.03.2015
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа