Интерактивное корпоративное обучение: трудности и перспективы

Интерактивное корпоративное обучение: трудности и перспективы

Дистанционное обучение даёт множество преимуществ слушателям, однако организовать, спланировать и успешно реализовать это полезное дело совсем не просто. Здесь должны быть учтены многие факторы, как то: тип и назначение программы, потребности и цели организации, а также скорость усвоения учебного материала. Занимая достаточно много места в сети, дистанционное обучение тем самым создаёт огромную нагрузку на сеть, которая и так уже перегружена различной информацией.

Трудности и сложности внедрения интерактивного обучения

В реальности затраты на содержание дистанционных программ довольно значительны. Это и дорогое аппаратное обеспечение (звуковые платы, динамики, видеокамеры), организация телеконференций, видеотрансляций. Размер расходов на реализацию проекта дистанционного обучения зависит от сложности применяемых технологий и может превзойти все ожидания, перекрыв всю планируемую экономию.

Но и это ещё не все препятствия, которые встречают создатели дистанционных проектов. Огромная сложность связана также с подключением к Интернету и самой связью, которая зачастую бывает медленной и низкокачественной. Вдобавок большая часть программ потребует дополнительного подключения модульных элементов, устройств, без которых станет невозможным осуществление аудио- и видеосвязи.

Чтобы обеспечить успех дистанционного обучения, организатору необходимо тщательно спроектировать программу курса, что на деле оказывается более сложным, чем в случае планирования классических аудиторных занятий. Недостаточно продуманные проекты при синхронном режиме способны свести на нет всю идею и целесообразность дистанционного курса.

Главным препятствием для его организации, занимающейся предоставлением обучающих услуг, стала настройка брандмауэра к доступу сети на узле заказчика. Особенно остро эта проблема касалась интерактивной учебной практики.

Такие разные студенты…

Ещё одна сложность связана с индивидуальностью каждого студента. Для некоторых людей обучение связано, прежде всего, с непосредственным общением в аудитории, и без этого усвоить материал программы для них оказывается сложной, а иногда даже просто непосильной задачей. Другим же такая форма обучения вполне подходит: они достаточно быстро овладевают новой информацией и способны самостоятельно расширять свои знания путём углублённого изучения материала.

Для другой категории студентов успех в обучении часто связан с внешним руководством. Менеджер по интерактивному обучению компании NovellПлейт Кларк выдвигает на первый план проблему мотивации обучающихся. По его мнению, студенту зачастую трудно найти силы и время для активного обучения; ему всегда хочется отвлечься, не хватает усидчивости, силы воли для усвоения сложного материала. Очень просто в этих условиях бросить учёбу, выключив компьютер и не завершив курс. «Как поддержать в таком студенте стремление окончить обучение?» - задаётся вопросом Плейт Кларк.

Финансы и вопросы методологии

Многие организации в целях экономии бюджета первым делом сокращают расходы на дистанционное обучение. Это тоже становится проблемой для успешной реализации проекта.

Важным вопросом в обучении (и традиционном, и дистанционном), вызывающим жаркие споры среди методистов, является вопрос оценки эффективности обучении. В обоих случаях до сих пор не существует точных критериев для объективной оценки результатов. При этом сравнивать традиционные и альтернативные методы, способы оценивания невозможно. Вот почему так важно разработать достойный метод оценки эффективности дистанционного обучения.

Актуальность вопроса методологии измерения оценки чрезвычайно важна для любого обучения с применением Web. Она подчёркивает необходимость разработки и внедрения эффективного способа для проверки результатов обучения, а также уровня вовлеченности в процесс студентов. Самый печальный итог при этом – это ситуация, при которой слушатели записываются на курсы, не посещают их, но в результате получают документ об их окончании.

Однако следует отметить, что уже созданы более совершенные инструменты контроля посещаемости студентов. Менеджер по решениям в области обучения Аарон Осмонд (компания Novell) утверждает, что именно данный факт способствовал консолидации мнений по внедрению концепции интерактивного обучения.

Перспективы

О перспективах дистанционного обучения с применением современных технологий нельзя говорить однозначно. Это зависит от множества внешних факторов, которые неподвластны влиянию со стороны создателей обучающих программ и потенциальных студентов. Зачастую руководство учебных заведений не решается на приобретение дорогостоящего оборудования для внедрения курса в силу скромности бюджета самого учреждения, а иногда и в силу нестабильного состояния экономики страны в целом. На данный момент спрос на высококвалифицированных специалистов по ИТ довольно высок, и это способствует развитию рынка интерактивного обучения. Но ситуация на рынке труда может в любой момент измениться не в лучшую сторону, и тогда спрос на подобных специалистов существенно спадёт.

Для популяризации альтернативных подходов к обучению требуются определённые условия. По мнению Осмонда, самым оптимальным решением может стать интеграция традиционных аудиторных занятий с интерактивным обучением. Следует активно вовлекать центры аудиторного обучения, а также различные образовательные учреждения в апробацию методик дистанционного обучения. Только в этом случае альтернативные подходы к обучению имеют шанс на успех.

Необходима консолидация на рынке обучения с применением современных технологий. По его словам, сегодняшний образовательный рынок перенасыщен предложениями, что ограничивает объём потенциальной прибыли, которую может получать каждая компания. Без консолидации перспективы интерактивного обучения практически нулевые.

Кроме того, стоит отметить важность информационного наполнения, которое должно отличаться содержательностью и привлекать клиентов. «Захватывающий материал обязательно послужит распространению интерактивного обучения, что, в свою очередь, приведёт к повышению спроса. Программы интерактивных курсов должны быть интересны, разнообразны, в них необходимо включать элементы графики, анимации и т.д. Интерес может повысить также использование авторитетных торговых марок и логотипов, концепций», - считает эксперт.

Ключевым фактором для предоставления совершенного информационного контента является разработка и внедрение инновационной инфраструктуры, способной обеспечить качественную доставку ресурса. Важно, чтобы организации регулярно инвестировали средства в высококачественное оборудование и в более совершенные системы для постоянно меняющегося информационного контента.

Сегодня наметились хорошие, а главное - реальные тенденции для развития интерактивного обучения. Даже при внешнем влиянии определённых факторов эту отрасль вполне реально сохранить и продвигать, поэтому можно смело говорить о многообещающих перспективах интерактивного обучения.

09.03.2015
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.