Дистанционное образование в Африке. Трудности и чаяния.
Во всем мире наблюдается заметное повышение качества открытого и дистанционного образования. Современные требования к этому виду обучения отличаются от прежних. Необходимо учитывать последние технологические возможности, которые подняли ДО на совершенно новый уровень. Открытое и дистанционное обучение сегодня рассматривается как особенная возможность получить доступное и качественное образование. Немаловажен тот факт, что здесь исключена любого рода дискриминация, практикуются принципы справедливости и равноправия по отношению к каждому студенту. Закономерен тот факт, что классическая система образования не может в полной мере удовлетворить нужды самой широкой аудитории, не всегда соответствует требованиям современного общества, не может использовать все инструменты прогресса.
Открытое и дистанционное образование в развивающихся странах
Открытое и дистанционное образование как одна из популярных систем образования используется в различных странах. Китай, Индия, Марокко, Египет, Бразилия, Мексика — здесь активно внедряется в жизнь ДО. Главной целью является повышение уровня образования населения, переподготовка преподавательского и руководящего штата, общественно-просветительская деятельность в области здравоохранения.
Стратегии функционирования открытого и дистанционного образования в этих государствах несколько различаются, но в общем они носят одинаковый характер. Их успешное применение уже начало давать свои плоды в большинстве из этих стран, особенно если сравнивать с прежними наработками. Стратегии разработки и внедрения образовательных программ основаны в первую очередь на тех возможностях, которые предоставляет радиосвязь, без применения столь популярных сегодня нанотехнологий. Наряду с этим постепенно увеличивается число инновационных разработок, их планируют использовать в ближайшее время.
Современное положение ДО
Нельзя не отметить, что силами Евросоюза в последнее время проводится политика интенсивного внедрения элементов открытого и дистанционного обучения в общеобразовательные программы. Во многих странах Центральной и Восточной Европы дистанционное образование является мощным инструментом, который помогает направить общество в сторону демократии. Правительства отдельных государств и управление международных и региональных институтов выдвигают множество новаторских разработок в связи с этим.
Несмотря на общую благоприятную тенденцию продвижения дистанционного образования существует много барьеров. Главным образом они связаны с финансовыми трудностями. Правительства государств не имеют в достаточной мере возможность оказывать ДО тот уровень поддержки, который необходим для наиболее успешного развития этой системы обучения. Руководства стран ведут курс на повышение эффективности многих сфер экономики. Однако в это же время сфера образования недостаточно финансируется. Используется остаточный принцип. Кроме того, увеличивается доля финансовых вливаний в виде платы, которую вносят студенты за обучение.
В настоящее время все говорят о глобализации и о процессах, связанных с ней. В связи с этим становится ясно, что роль открытого и дистанционного обучения все более возрастает.Активно используются новые формы обучения, основой которых служат современные информационные и коммуникационные технологии. Это дает эффективные результаты в различных сферах, что в свою очередь ведет к усилению процесса глобализации. Появляется возможность сотрудничать в более широком формате. Учебные заведения и государственные структуры могут взаимодействовать уже на международном уровне, а не только локально. Так возникла исключительная идея — создание «всемирной учебной аудитории». Уже существует ряд проектов в этом направлении, базирующихся на возможностях, предоставленных глобальной сетью.
ДО в Южной Африке
Южная Африка, особенно область ее к югу от пустыни Сахара — это регион со своими трудностями в образовательном секторе. Здесь много стран, все они имеют различный уровень образования, в некоторых случая представляя собой контрастную картину. Здесь были и ранее случаи продвижения ДО, все они были попыткой предоставить возможность всем слоям населения обучаться и получить основное образование. Кроме того, сейчас необходимо поднять его на качественно новый уровень. Это возможно сделать в первую очередь за счет повышения квалификации самих преподавателей.
Самыми популярными и актуальными для населения стали так называемые корреспондентские системы ДО. Здесь предполагается обычная рассылка информационных и других материалов по почте, но в последнее время широко используются и возможности радиовещательного канала. Более 60 % африканского населения имеют в своих домах радиоприемники, телевидение есть не везде, разве что в крупных городах. Кроме того, очень мало людей могут пользоваться интерактивными средствами, так как только в обеспеченных и престижных городских районах установлены телефонные линии. Поэтому уровень и формат проникновения в этих регионах телефонных средств связи оставляют желать лучшего, что отражается и на образовательной системе.
Таким образом, дистанционное образование в африканских странах носит проблематичный характер. Эти трудности являются одними из самых центральных во многих странах этого континента. Об этом ясно свидетельствует принятая в ЮАР так называемая «Программа повышения технологического уровня образования».
Ботсвана
Крупнейший провайдер услуг в сфере ДО здесь — Колледж дистанционного и открытого обучения. Его ученики могут получить базовое образование, в конце которого им выдается юниорский сертификат. После этого есть возможность пройти полный курс среднего образования с получением генерального сертификата. Также можно пройти ускоренный курс среднего образования, в ходе которого преподаются навыки профессиональной подготовки по различным специальностям. Такой возможностью может воспользоваться не только молодежь, но и люди постарше.
Все учебные материалы, которые используются в практикуемых преподавателями программах, копируются и отправляются по обычной почте в филиалы Колледжа, которые располагаются в провинциях. Здесь студенты изучают учебные материалы при поддержке локальных педагогов. Радио Ботсваны активно поддерживает данные курсы. Каждую неделю в эфире транслируются передачи в течение получаса. В них говорится обо всем, что имеет отношение к Колледжу.
Проекты ДО
Все это дает основания для того, чтобы современные страны Африки стремились расширить сотрудничество с развитыми государствами. Это касается многих сфер жизни, в том числе образования. В настоящее время здесь приводятся в жизнь много проектов, связанных с дистанционным обучением. Обращается внимание на необходимость сотрудничества не только в рамках регионов, но и на международном уровне. Следует обеспечить прогрессивное течение открытого и дистанционного образования на африканском континенте, поднять его уровень.
В связи с этим создаются многочисленные проекты по развитию и внедрению в регионах ДО. Это различные курсы по обучению студентов, подготовке и переподготовке учителей начальных классов, преподавателей естественных и гуманитарных наук. Проекты поддерживаются местными властями и Содружеством наций, в которую входит большой перечень стран Африки.
Помимо этого, внедряются курсы обучения дистанционно руководителей учебных учреждений, в том числе начальных школ. Используются печатные и электронные материалы. В рамках Международного консорциума институтов открытого и дистанционного образования франкоговорящих стран повышается уровень знания и преподавания языка в Сенегале, Гвинее и др.
Не менее значимой деятельностью занимается Южноафриканский институт дистанционного образования. Выполняется большая работа по сбору информационного материала в области преподавания в различных африканских странах.
Необходимость повышения качества образования в Африке постоянно обсуждается главами государств. При их поддержке начинают использоваться новые программы обучения с учетом опыта зарубежных коллег. Налицо улучшения в отдельных регионах и в целом по странам. Нужно вложить еще много сил, знаний и денег для эффективности данного процесса.