Типология онлайн обучения и ситуация на рынке ДО

Типология онлайн обучения и ситуация на рынке ДО

Сравнительно недавно, в 2011-2012 гг, начался бурный рост образования онлайн. Хотя отрасль эта сравнительно нова, уже имеются десятки вариантов классификации и типологизации Интернет обучения. Самый распространенный и популярный вариант – это так называемые MOOCS, что расшифровывается как массовые открытые онлайн курсы. Они обычно собирают всех желающих, поскольку онлайн класс может вместить неограниченное количество слушателей, для которых становится доступным интерактивное участие в образовательном процессе. Также перечислим и другие критерии типологизации онлайн обучения:

  • По стоимости курсы могут быть как платными, так и совершенно бесплатными. Еще есть так называемые курсы freemium. Здесь само обучение будет бесплатным, а вот за сдачу сессий и получение официального документа об окончании придется платить.
  • По времени образовательный процесс может быть с фиксированным расписанием или открытым графиком. Понятно, что первый вариант подразумевает назначение обучающих мероприятий на конкретное время, а второй делает курс и его материалы доступными всегда.
  • Количество слушателей может быть строго ограниченным и не превышающим определенную цифру и неограниченным.
  • Авторы тоже могут быть разными. В ряде случаев это обычные пользователи, выкладывающие информацию в форме видеороликов, или профессиональные лекторы и преподаватели. В последнем случае компания, предлагающая образовательные услуги, берет создание курсов и видеозапись на себя.
  • Часть курсов не подразумевают сопровождения и консультаций, другая часть включает общение с преподавателями, проверку ими заданий.

Базовые бизнес-модели

Понятно, что для всех обучающих платформ основным богатством будет учебный контент. Способ появления контента может быть различным.

  • Такие крупные порталы, как Uchinovoe или же UniverTV демонстрируют готовый контент.
  • Может адаптироваться и чужой контент. Так, к примеру, Lendwings занимается переводом курсов, выложенных на американской площадке Udemy.
  • Часть площадок размещают контент от пользователей. В качестве примера здесь можно привести Zillion с его вебинарами.
  • Лучше всего, конечно, производить контент самостоятельно. Собственным контентом могут похвастаться такие площадки, как Универсариум, Eduson, Web.University. Конечно, создание контента требует существенных вложений, но в последнее время сайты-агрегаторы, собирающие доступную информацию, уже не столь популярны, поэтому вперед выходят те, кто способен представить публике новое.

Основные способы заработка на образовательных проектах

  • Продажа каждого ролика.
  • Продажа отдельного курса.
  • Продажа учебной программы и набора из выбранных курсов.
  • Бесплатные открытые курсы и продажа сертификатов.
  • Предоставление подписки на какое-то время.
  • Таргетированная реклама.
  • Продажа дополнительных услуг, к примеру, проверка заданий или консультаций.
  • Аналитическое исследование загруженного контента и подбор необходимых исследований.
  • Организация рекрутинговой, рекламной или образовательной площадки.
  • Предоставление платных сервисов вроде организации дискуссионной площадки или обеспечения места для хранения важной информации.

Многие считают, что наибольшие перспективы в недалеком будущем будут иметь модели гибридного вида, те, которые совмещают онлайн и оффлайн обучение. В этом направлении с недавнего времени стала работать одна из крупнейших образовательных платформ Udacity. Теперь, как приятную альтернативу бесплатным курсам, требующим только самостоятельной работы, можно купить курсы с полным сопровождением, консультациями, проверкой заданий, выдачей соответствующих сертификатов. Финансируют создание таких курсов те компании, которые заинтересованы в новых кадрах, обладающих самой высокой квалификацией. В качестве примера здесь можно привести курс по созданию приложений на Android. Запуск курса инициировала компания Google с целью популяризации Android. 2 месяца обучения будут стоить 300 долларов. Сюда же входит и сопровождение преподавателей и получение сертификата об окончании.

Ситуация на мировом рынке

Первые интернетовские образовательные платформы были разработаны еще в далеких 90-х годах. Первый действительно значимый и стоящий внимания проект появился в 2002 году. Это был MIT OpenCourseWare. Однако истинный взлет онлайн образования произошел в 2012 году. Именно этот год ознаменовался запуском 3 крупнейших площадок. Это Coursera, EdX и, конечно, Udacity. 

Табл. 1. Крупнейшие мировые ресурсы в области онлайн-образования

   Название

   Тип

Модель

За что платят

   Слушатели, млн 

Курсы, ед.

Инвестиции,

$ млн

   Сoursera, 2012 г. 

   www.coursera.org

   Fixed time¹

   Freemium

Сертификат

   7,1

  641

   >65

   EdX, 2012 г.

   www.edx.org

   Fixedtime

   Freemium 

Сертификат

   2,5

  215

   30

   Udacity, 2012 г.

   www.udacity.com

   Fixedtime

   Freemium

Сертификат,

спецкурсы,

консультации,

поиск работы

   1,6

   38

   20

   Udemy, 2010г.

   www.udemy.com

   Openschedule 

   Paid

   Курсы

   3,0

16000

   48

   Lynda, 1995 г.

   www.lynda.com/

   Openschedule

   Paid

   Подписка

   4,0

2800

   103

   Khan Academy, 2006г.

   khanacademy.org

   Openschedule  

   Free

   -

   10,0

6000

   n/a²

   MIT OpenCourseWare, 2002г.

   ocw.mit.edu

   Openschedule

   Free

   -

   n/a

2180

   >60

   Источник: J’son&PartnersConsulting 

¹ Fixedtimecourses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.

² Более 7 млн пожертвований

Старт был затяжным, однако расцвет онлайн образования стал бурным. Студентами ведущих 10 ресурсов являются 20 млн человек. Онлайн обучение стало столь популярным, что привлекло множество инвесторов, и совокупная сумма инвестиций в самые известные проекты уже превысила 300 млн долларов.

Недавно компания Docebo предоставила общественности впечатляющую статистику о том, что объем рынка по онлайн образованию уже составляет более 40 млрд долларов. По предварительным прогнозам в 2016 году эта цифра будет на 10 млрд больше.

Типология онлайн обучения и ситуация на рынке ДО

Ситуация на российском рынке

Россия немногим отстала от общемировых тенденций. И стремительный рост онлайн образования здесь начался через год после того, как стартовали крупнейшие американские проекты. Однако крупные, интересные и значимые проекты появились уже 5 лет назад. По оценкам компании J’son&PartnersConsulting в России сейчас присутствуют около 50 стоящих образовательных ресурсов с миллионной аудиторией. К примеру, только лишь сервис Lingualeo имеет более 6 млн российских слушателей.

Ключевые факты по России:

  • 7.2 млн россиян минимум единожды проходили обучение онлайн;
  • более 50 крупных образовательных ресурсов;
  • 78% от всех студентов – это изучающие английский;
  • россияне все чаще выбирают платные курсы, как более результативные;
  • востребованы сервисы, готовящие к ЕГЭ;
  • популярны площадки, где происходит обучение программированию.

Карта российского дистанционного образования:

Карта российского дистанционного образования

Российский рынок отличается от западного тем, что здесь изначально доминировала платная модель обучения, тогда как западные проекты развивались из бесплатных курсов. Бесплатные проекты присутствуют и в Рунете. Среди них можно перечислить:

Это некоммерческие академические проекты, которые как собирают образовательный контент из открытых источников, публикуют пользовательский контент, так и создают свой при участии крупнейших ВУЗов и ученых страны.

Сегодня перспективы российского рынка в плане Интернет образования просто огромны. Инвесторы проявляют к этому сегменту обучения все больший интерес. Прогностики в один голос говорят, что в ближайшие 2 года усиленно будут расти азиатские и восточноевропейские рынки онлайн образования. И Россия определенно играет в росте восточноевропейских проектов ключевую роль.

13.01.2015
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.