Типология онлайн обучения и ситуация на рынке ДО
 
                            Сравнительно недавно, в 2011-2012 гг, начался бурный рост образования онлайн. Хотя отрасль эта сравнительно нова, уже имеются десятки вариантов классификации и типологизации Интернет обучения. Самый распространенный и популярный вариант – это так называемые MOOCS, что расшифровывается как массовые открытые онлайн курсы. Они обычно собирают всех желающих, поскольку онлайн класс может вместить неограниченное количество слушателей, для которых становится доступным интерактивное участие в образовательном процессе. Также перечислим и другие критерии типологизации онлайн обучения:
- По стоимости курсы могут быть как платными, так и совершенно бесплатными. Еще есть так называемые курсы freemium. Здесь само обучение будет бесплатным, а вот за сдачу сессий и получение официального документа об окончании придется платить.
- По времени образовательный процесс может быть с фиксированным расписанием или открытым графиком. Понятно, что первый вариант подразумевает назначение обучающих мероприятий на конкретное время, а второй делает курс и его материалы доступными всегда.
- Количество слушателей может быть строго ограниченным и не превышающим определенную цифру и неограниченным.
- Авторы тоже могут быть разными. В ряде случаев это обычные пользователи, выкладывающие информацию в форме видеороликов, или профессиональные лекторы и преподаватели. В последнем случае компания, предлагающая образовательные услуги, берет создание курсов и видеозапись на себя.
- Часть курсов не подразумевают сопровождения и консультаций, другая часть включает общение с преподавателями, проверку ими заданий.
Базовые бизнес-модели
Понятно, что для всех обучающих платформ основным богатством будет учебный контент. Способ появления контента может быть различным.
- Такие крупные порталы, как Uchinovoe или же UniverTV демонстрируют готовый контент.
- Может адаптироваться и чужой контент. Так, к примеру, Lendwings занимается переводом курсов, выложенных на американской площадке Udemy.
- Часть площадок размещают контент от пользователей. В качестве примера здесь можно привести Zillion с его вебинарами.
- Лучше всего, конечно, производить контент самостоятельно. Собственным контентом могут похвастаться такие площадки, как Универсариум, Eduson, Web.University. Конечно, создание контента требует существенных вложений, но в последнее время сайты-агрегаторы, собирающие доступную информацию, уже не столь популярны, поэтому вперед выходят те, кто способен представить публике новое.
Основные способы заработка на образовательных проектах
- Продажа каждого ролика.
- Продажа отдельного курса.
- Продажа учебной программы и набора из выбранных курсов.
- Бесплатные открытые курсы и продажа сертификатов.
- Предоставление подписки на какое-то время.
- Таргетированная реклама.
- Продажа дополнительных услуг, к примеру, проверка заданий или консультаций.
- Аналитическое исследование загруженного контента и подбор необходимых исследований.
- Организация рекрутинговой, рекламной или образовательной площадки.
- Предоставление платных сервисов вроде организации дискуссионной площадки или обеспечения места для хранения важной информации.
Многие считают, что наибольшие перспективы в недалеком будущем будут иметь модели гибридного вида, те, которые совмещают онлайн и оффлайн обучение. В этом направлении с недавнего времени стала работать одна из крупнейших образовательных платформ Udacity. Теперь, как приятную альтернативу бесплатным курсам, требующим только самостоятельной работы, можно купить курсы с полным сопровождением, консультациями, проверкой заданий, выдачей соответствующих сертификатов. Финансируют создание таких курсов те компании, которые заинтересованы в новых кадрах, обладающих самой высокой квалификацией. В качестве примера здесь можно привести курс по созданию приложений на Android. Запуск курса инициировала компания Google с целью популяризации Android. 2 месяца обучения будут стоить 300 долларов. Сюда же входит и сопровождение преподавателей и получение сертификата об окончании.
Ситуация на мировом рынке
Первые интернетовские образовательные платформы были разработаны еще в далеких 90-х годах. Первый действительно значимый и стоящий внимания проект появился в 2002 году. Это был MIT OpenCourseWare. Однако истинный взлет онлайн образования произошел в 2012 году. Именно этот год ознаменовался запуском 3 крупнейших площадок. Это Coursera, EdX и, конечно, Udacity.
Табл. 1. Крупнейшие мировые ресурсы в области онлайн-образования
| Название | Тип | Модель | За что платят | Слушатели, млн | Курсы, ед. | Инвестиции, $ млн | 
| Сoursera, 2012 г. | Fixed time¹ | Freemium | Сертификат | 7,1 | 641 | >65 | 
| EdX, 2012 г. | Fixedtime | Freemium | Сертификат | 2,5 | 215 | 30 | 
| Udacity, 2012 г. | Fixedtime | Freemium | Сертификат, спецкурсы, консультации, поиск работы | 1,6 | 38 | 20 | 
| Udemy, 2010г. | Openschedule | Paid | Курсы | 3,0 | 16000 | 48 | 
| Lynda, 1995 г. | Openschedule | Paid | Подписка | 4,0 | 2800 | 103 | 
| Khan Academy, 2006г. | Openschedule | Free | - | 10,0 | 6000 | n/a² | 
| MIT OpenCourseWare, 2002г. | Openschedule | Free | - | n/a | 2180 | >60 | 
Источник: J’son&PartnersConsulting
¹ Fixedtimecourses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.
² Более 7 млн пожертвований
Старт был затяжным, однако расцвет онлайн образования стал бурным. Студентами ведущих 10 ресурсов являются 20 млн человек. Онлайн обучение стало столь популярным, что привлекло множество инвесторов, и совокупная сумма инвестиций в самые известные проекты уже превысила 300 млн долларов.
Недавно компания Docebo предоставила общественности впечатляющую статистику о том, что объем рынка по онлайн образованию уже составляет более 40 млрд долларов. По предварительным прогнозам в 2016 году эта цифра будет на 10 млрд больше.

Ситуация на российском рынке
Россия немногим отстала от общемировых тенденций. И стремительный рост онлайн образования здесь начался через год после того, как стартовали крупнейшие американские проекты. Однако крупные, интересные и значимые проекты появились уже 5 лет назад. По оценкам компании J’son&PartnersConsulting в России сейчас присутствуют около 50 стоящих образовательных ресурсов с миллионной аудиторией. К примеру, только лишь сервис Lingualeo имеет более 6 млн российских слушателей.
Ключевые факты по России:
- 7.2 млн россиян минимум единожды проходили обучение онлайн;
- более 50 крупных образовательных ресурсов;
- 78% от всех студентов – это изучающие английский;
- россияне все чаще выбирают платные курсы, как более результативные;
- востребованы сервисы, готовящие к ЕГЭ;
- популярны площадки, где происходит обучение программированию.
Карта российского дистанционного образования:

Российский рынок отличается от западного тем, что здесь изначально доминировала платная модель обучения, тогда как западные проекты развивались из бесплатных курсов. Бесплатные проекты присутствуют и в Рунете. Среди них можно перечислить:
- Universarium (сайт – www.universarium.org);
- UniverTV (сайт – www.univertv.ru);
- Lektorium (официальный портал – www.lektorium.tv).
Это некоммерческие академические проекты, которые как собирают образовательный контент из открытых источников, публикуют пользовательский контент, так и создают свой при участии крупнейших ВУЗов и ученых страны.
Сегодня перспективы российского рынка в плане Интернет образования просто огромны. Инвесторы проявляют к этому сегменту обучения все больший интерес. Прогностики в один голос говорят, что в ближайшие 2 года усиленно будут расти азиатские и восточноевропейские рынки онлайн образования. И Россия определенно играет в росте восточноевропейских проектов ключевую роль.