Типология онлайн обучения и ситуация на рынке ДО
Сравнительно недавно, в 2011-2012 гг, начался бурный рост образования онлайн. Хотя отрасль эта сравнительно нова, уже имеются десятки вариантов классификации и типологизации Интернет обучения. Самый распространенный и популярный вариант – это так называемые MOOCS, что расшифровывается как массовые открытые онлайн курсы. Они обычно собирают всех желающих, поскольку онлайн класс может вместить неограниченное количество слушателей, для которых становится доступным интерактивное участие в образовательном процессе. Также перечислим и другие критерии типологизации онлайн обучения:
- По стоимости курсы могут быть как платными, так и совершенно бесплатными. Еще есть так называемые курсы freemium. Здесь само обучение будет бесплатным, а вот за сдачу сессий и получение официального документа об окончании придется платить.
- По времени образовательный процесс может быть с фиксированным расписанием или открытым графиком. Понятно, что первый вариант подразумевает назначение обучающих мероприятий на конкретное время, а второй делает курс и его материалы доступными всегда.
- Количество слушателей может быть строго ограниченным и не превышающим определенную цифру и неограниченным.
- Авторы тоже могут быть разными. В ряде случаев это обычные пользователи, выкладывающие информацию в форме видеороликов, или профессиональные лекторы и преподаватели. В последнем случае компания, предлагающая образовательные услуги, берет создание курсов и видеозапись на себя.
- Часть курсов не подразумевают сопровождения и консультаций, другая часть включает общение с преподавателями, проверку ими заданий.
Базовые бизнес-модели
Понятно, что для всех обучающих платформ основным богатством будет учебный контент. Способ появления контента может быть различным.
- Такие крупные порталы, как Uchinovoe или же UniverTV демонстрируют готовый контент.
- Может адаптироваться и чужой контент. Так, к примеру, Lendwings занимается переводом курсов, выложенных на американской площадке Udemy.
- Часть площадок размещают контент от пользователей. В качестве примера здесь можно привести Zillion с его вебинарами.
- Лучше всего, конечно, производить контент самостоятельно. Собственным контентом могут похвастаться такие площадки, как Универсариум, Eduson, Web.University. Конечно, создание контента требует существенных вложений, но в последнее время сайты-агрегаторы, собирающие доступную информацию, уже не столь популярны, поэтому вперед выходят те, кто способен представить публике новое.
Основные способы заработка на образовательных проектах
- Продажа каждого ролика.
- Продажа отдельного курса.
- Продажа учебной программы и набора из выбранных курсов.
- Бесплатные открытые курсы и продажа сертификатов.
- Предоставление подписки на какое-то время.
- Таргетированная реклама.
- Продажа дополнительных услуг, к примеру, проверка заданий или консультаций.
- Аналитическое исследование загруженного контента и подбор необходимых исследований.
- Организация рекрутинговой, рекламной или образовательной площадки.
- Предоставление платных сервисов вроде организации дискуссионной площадки или обеспечения места для хранения важной информации.
Многие считают, что наибольшие перспективы в недалеком будущем будут иметь модели гибридного вида, те, которые совмещают онлайн и оффлайн обучение. В этом направлении с недавнего времени стала работать одна из крупнейших образовательных платформ Udacity. Теперь, как приятную альтернативу бесплатным курсам, требующим только самостоятельной работы, можно купить курсы с полным сопровождением, консультациями, проверкой заданий, выдачей соответствующих сертификатов. Финансируют создание таких курсов те компании, которые заинтересованы в новых кадрах, обладающих самой высокой квалификацией. В качестве примера здесь можно привести курс по созданию приложений на Android. Запуск курса инициировала компания Google с целью популяризации Android. 2 месяца обучения будут стоить 300 долларов. Сюда же входит и сопровождение преподавателей и получение сертификата об окончании.
Ситуация на мировом рынке
Первые интернетовские образовательные платформы были разработаны еще в далеких 90-х годах. Первый действительно значимый и стоящий внимания проект появился в 2002 году. Это был MIT OpenCourseWare. Однако истинный взлет онлайн образования произошел в 2012 году. Именно этот год ознаменовался запуском 3 крупнейших площадок. Это Coursera, EdX и, конечно, Udacity.
Табл. 1. Крупнейшие мировые ресурсы в области онлайн-образования
Название
|
Тип
|
Модель
|
За что платят
|
Слушатели, млн
|
Курсы, ед.
|
Инвестиции,
$ млн
|
Сoursera, 2012 г.
www.coursera.org
|
Fixed time¹
|
Freemium
|
Сертификат
|
7,1
|
641
|
>65
|
EdX, 2012 г.
www.edx.org
|
Fixedtime
|
Freemium
|
Сертификат
|
2,5
|
215
|
30
|
Udacity, 2012 г.
www.udacity.com
|
Fixedtime
|
Freemium
|
Сертификат,
спецкурсы,
консультации,
поиск работы
|
1,6
|
38
|
20
|
Udemy, 2010г.
www.udemy.com
|
Openschedule
|
Paid
|
Курсы
|
3,0
|
16000
|
48
|
Lynda, 1995 г.
www.lynda.com/
|
Openschedule
|
Paid
|
Подписка
|
4,0
|
2800
|
103
|
Khan Academy, 2006г.
khanacademy.org
|
Openschedule
|
Free
|
-
|
10,0
|
6000
|
n/a²
|
MIT OpenCourseWare, 2002г.
ocw.mit.edu
|
Openschedule
|
Free
|
-
|
n/a
|
2180
|
>60
|
Источник: J’son&PartnersConsulting
¹ Fixedtimecourses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.
² Более 7 млн пожертвований
Старт был затяжным, однако расцвет онлайн образования стал бурным. Студентами ведущих 10 ресурсов являются 20 млн человек. Онлайн обучение стало столь популярным, что привлекло множество инвесторов, и совокупная сумма инвестиций в самые известные проекты уже превысила 300 млн долларов.
Недавно компания Docebo предоставила общественности впечатляющую статистику о том, что объем рынка по онлайн образованию уже составляет более 40 млрд долларов. По предварительным прогнозам в 2016 году эта цифра будет на 10 млрд больше.

Ситуация на российском рынке
Россия немногим отстала от общемировых тенденций. И стремительный рост онлайн образования здесь начался через год после того, как стартовали крупнейшие американские проекты. Однако крупные, интересные и значимые проекты появились уже 5 лет назад. По оценкам компании J’son&PartnersConsulting в России сейчас присутствуют около 50 стоящих образовательных ресурсов с миллионной аудиторией. К примеру, только лишь сервис Lingualeo имеет более 6 млн российских слушателей.
Ключевые факты по России:
- 7.2 млн россиян минимум единожды проходили обучение онлайн;
- более 50 крупных образовательных ресурсов;
- 78% от всех студентов – это изучающие английский;
- россияне все чаще выбирают платные курсы, как более результативные;
- востребованы сервисы, готовящие к ЕГЭ;
- популярны площадки, где происходит обучение программированию.
Карта российского дистанционного образования:

Российский рынок отличается от западного тем, что здесь изначально доминировала платная модель обучения, тогда как западные проекты развивались из бесплатных курсов. Бесплатные проекты присутствуют и в Рунете. Среди них можно перечислить:
Это некоммерческие академические проекты, которые как собирают образовательный контент из открытых источников, публикуют пользовательский контент, так и создают свой при участии крупнейших ВУЗов и ученых страны.
Сегодня перспективы российского рынка в плане Интернет образования просто огромны. Инвесторы проявляют к этому сегменту обучения все больший интерес. Прогностики в один голос говорят, что в ближайшие 2 года усиленно будут расти азиатские и восточноевропейские рынки онлайн образования. И Россия определенно играет в росте восточноевропейских проектов ключевую роль.
13.01.2015
Выберите обучение
Высшее образование
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
Второе высшее
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
|
Делопроизводство. Секретариат |
Профпереподготовка
|
Строительство. Архитектура |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Машиностроение. Транспорт |
Повышение квалификации
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Колледж
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Коррекционная педагогика в начальном образовании |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности) |
Дополнительная общеобразовательная программа
|
Строительство. Архитектура |
Профобучение
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Делопроизводство. Секретариат |