Moodle как универсальная платформа для eLearning
Если заказчик попросит развернуть программное обеспечение для eLearning, то обычно он вкладывает в это свой смысл, который может быть очень разным. А именно:
- Преподаватели, школьные учителя и репетиторы привыкли к урочной системе работы и в Интернете и хотят делать примерно то же самое. Обычно они имеют ввиду вебинары как основную форму работы, близкую к классной.
- Те, кто занимается изданием электронных учебников и преподаватели, которые желают оставаться offline, думают о возможности создания учебных пособий для самостоятельного изучения студентами и демонстрации на очных занятиях.
- Кадровым службам необходима система учета и хранения прохождения курсов повышения квалификации и дистанционного обучения без отрыва от производства.
- Руководители небольших, обычно частных ВУЗов, мечтают о волшебной обучающей среде, в которую, как в некий «черный ящик», можно загрузить всех первокурсников и вспомнить о них только на момент выдачи диплома. Желательно, чтобы в этом «черном ящике» уже лежали все учебные материалы вместе с алгоритмами их использования.
- Администрация более крупных ВУЗов делает ставку на централизованную систему тестирования, автоматическую проверку работ на антиплагиат, систему сбора письменных работ, их учета и рецензирования.
- Хозяева языковых школ обычно желают получить систему биллинга, систему контроля и учета всех видеоконференций, которая, желательно, должна составлять единое целое с системами оплаты. Они хотят увидеть нечто вроде таксопарка, только место таксистов здесь будут занимать учителя.
- Некоторым руководителям и сотрудникам ВУЗов eLearning по каким-то причинам представляется своеобразной палочкой-выручалочкой. Им кажется, что стоит только внедрить eLearning, как, откуда ни возьмись, появятся учебные программы, сертифицированные по стандартам третьего поколения. Затем сама собой внедрится болонская система вместе с модульным обучением, и тут же вырастет пышное дерево компетенций с плодами в виде великолепных учебных пособий и творческих заданий. Преподаватели ввиду этого вдруг помолодеют, перестанут брать взятки и станут по-настоящему современными, а студенты также неожиданно перестанут «сдавать» и начнут изучать предметы. И тут будет достаточно приобрести правильный «eLearning» в самой привлекательной на вид коробочке. А еще лучше попросить грамотного студента за бонус в виде зачета скачать программку из Интернета и установить на стареньком компьютере в лаборатории.
- Очень распространена категория заказчиков, которым просто выделили бюджет на eLearning и которые могут его потратить по собственному усмотрению. И, как ни странно, эта категория и есть самая проблематичная, потому что руководствуются такие клиенты не принципами целесообразности и не какими-то определенными критериями, а часто весьма расплывчатыми представлениями о престижности и солидности некоторых понятий и терминов.
- Веяние нашего времени – это электронные дневники и журналы, которые принудительно внедряют в школах с легкой руки коммерческих компаний и государственных образовательных центров и департаментов образования. Все эти электронные документы напоминают налоговую отчетность онлайн, заполняются вручную параллельно с бумажным журналом, часто не имеют прямой связи с обучением. То есть бумажный журнал онлайн имеется, а вот образовательная функция либо полностью отсутствует, либо не годится для применения.
- Существует и более экзотические категории заказчиков из виртуальных вселенных, люди, которые работают с виртуальными лабораториями и моделями.
На самом деле eLearning – это гораздо более широкое понятие. Это принципиально новая модель обучения, а не просто перенесение в онлайн-пространство привычных практик, быстрое сканирование методичек, набивание текстов на скорую руку и создание скороспелого Интернет-магазина.
Если говорить с точки зрения IT, то eLearning – это целая инфраструктура, которая имеет ряд основных и дополнительных функций.
Функции:
- авторизация и аутентификация пользователей:
- ведение реестра всех пользователей;
- интеграция с системами управления обучением, внешними базами данных;
- распределение полномочий:
- гибкая настройка ролей;
- контроль доступа;
- назначение/отмена полномочий, доступа к функциям, материалам системы;
- площадки для выкладывания материалов, поддерживающие специфические типы контента:
- тесты с автоматической проверкой;
- веб-страницы, видео-, аудио-, произвольные файлы, тексты;
- интерактивные учебные материалы, которые взаимодействуют с платформой через API;
- глоссарии по заданным тематикам;
- подключение внешних образовательных ресурсов при помощи одного из стандартов взаимодействия;
- коммуникация между учащимися:
- форумы;
- рассылки;
- учет, сбор, автоматическая проверка на плагиат, рецензирование и оценка работ учащихся;
- анкетирование и опросы;
- взаимодействие в виртуальных сферах;
- видеоконференции и вебинары;
- текстовые сообщения;
- хранение результатов обучения и их анализ:
- ведение портфолио всего списка учащихся;
- сохранение оценок учащихся, вычисление итогов;
- обмен с внешними системами данными из портфолио;
- учет компетенций;
- передача результатов обучения во внешние системы управления;
- формирование отчетов, использование API для подключения собственных отчетов;
- фиксация действий пользователей в системе;
- взаимодействие с мобильными клиентами.
Список этот можно расширять и продолжать, но вместо управления системами обучения здесь можно подставить, что угодно, ведь нужды разных организаций очень разнятся.
Из представленного списка функций вырисовывается архитектура eLearning– это базовая платформа, интегрированная с управленческими базами данных, а также специфическими сервисами.