Новые технологии дистанционного образования
Каждый год NewMediaConsortium готовит отчет, который посвящен новейшим разработкам в области компьютерных технологий. В этому году были обозначены 6 ведущих технологий, которые могут абсолютно и полностью изменить мир образования будущего.
Мобильные технологии
Мобильные технологии или же MobileComputing с каждым днем получают все большее развитие и распространение. Становится все больше владельцев смартфонов, нетбуков, ноутбуков, коммуникаторов. Все более доступными становятся и сами новые устройства, и возможность их подключения непосредственно к информационным сетям. Но собственно устройства, мобильные и удобные, это еще не предел. Теперь появляется все большее количество сервисов и программного обеспечения для рациональной и удобной организации информации. Достаточно вспомнить только Evernote, Wesabe, Nozbe, Triplt. Отдельную нишу занимают сервисы свободного доступа к информационным сетям, предназначенные для хранения информации и обмена ей. Здесь самыми популярными будут Dropbox и CalenGoo.
Одним из следствий бума в области мобильных технологий стало ускоренное развитие социальных сетей. Ведь встроить мобильные технологии в учебный процесс невероятно легко, если налажено хранение информации в сетевых хранилищах и общение преподавателей и студентов.
Открытый контент
Открытый контент или же Opencontent стал буквально трендом последнего времени. Все больше университетов и школ различного уровня и направленности выкладывают содержание своих учебных курсов для всех желающих. Меняется и само отношение ведущих мировых учебных заведений к собственному контенту. Еще совсем недавно широко практиковался принцип «спрятать, чтобы никто не украл». Теперь же на передний план выходит совершенно другой принцип – «открыть и сделать доступным для того, чтобы в полной мере доказать свою нужность».
Одним из первых выложил в открытый доступ сотни своих курсов Массачусетский университет, и сейчас многие другие ВУЗы пошли по этому пути, потому как учебные материалы оказались нужными и востребованными. Этому процессу открытия широкому кругу пользователей учебной информации в значительной мере способствует и распространение таких свободных лицензий, как ScienceCommons, CreativeCommons, AcademicCommons.
Связана эта тенденция с тем, что в настоящее время стал преобладать сам процесс обучения, а не учебные материалы. То есть главное достоинство теперь – способность к самостоятельному поиску, оценке, анализу информации, интерпретации доступного контента.
Учебные сообщества ( илиcommunitiesofpractice) складываются теперь прямо вокруг центров, которые разрабатывают и делают доступными учебные материалы. Среди хороших примеров таких проектов можно назвать Открытый Британский Университет «OpenLearn» (официальный сайт – http://openlearn.open.ac.uk). Любой желающий может здесь присоединиться к любой группе, изучающей свободный контент. Еще одним примером образовательного поля, построенного на принципе открытого контента, являются такие порталы, как Twine и Diigo. Эти ресурсы направляют учащихся и учителей к тем учебным материалам, которые наиболее востребованы сообществом.
Электронные книги
Электронные книги ( или же ElectronicBooks) или электронные читалки – сегодня вполне доступное удовольствие для рядового члена общества. Производство недорогих читалок привело к тому, что количество доступных текстов выросло до сотен тысяч. Первые попытки электронного книгоиздания появились еще в 70-х годах прошлого столетия в рамках проекта Гуттенберг. Но сегодня это движение стало развиваться под воздействием нового импульса – производства электронных устройств, которые можно подключать к Интернету и на которых можно читать и хранить тысячи текстов, аудио- и видеоматериалов. Самыми первыми и известными марками, начавшими производить такие портативные устройства, являются SonyReader, AmazonKIndle, BarnesandNobleNook. Но сейчас марок портативных устройств для чтения электронных книг значительно больше.
Электронная книга позволяет иметь учащемуся все свои учебники на одном носителе. Лучшие научные журналы и монографии доступны теперь не только ученым, но даже школьникам. Учащийся избавляется от необходимости тратить время и средства в библиотеках и книжных магазинах, а новейшие технологии приближают экран электронной читалки к реальной странице, что очень хорошо для людей со слабым зрением. В электронных книгах можно проводить поиск по тексту и оставлять там электронные закладки. Можно запросто создавать, экспортировать и выкладывать в свободное пользование аннотации к книгам.
Дополненная реальность
Популярная ныне дополненная реальность или Augmentedreality – новейшее технологическое направление, создающее комбинации реальных объектов с виртуальными. Это позволяет создать и усилить новое измерение нашего восприятия привычной реальности. С точки зрения обучения эта технология позволяет проводить обучение, основанное на открытии, или discoverybasedlearning. Такой подход к обучению имеет огромный потенциал в преподавании дисциплин школьного цикла.
К примеру, известный проект iTacitus предлагает воссоздать картины исторических событий, которые накладываются на географическую карту. Ученые из новозеландской HumanInterfaceTechnologyLaboratory создали разработки, позволяющие трансформировать эскизы в полуреальные трехмерные объекты и сколько угодно экспериментировать с их физическими свойствами. Получить примерное представление о том, как это выглядит, можно на http://www.youtube.com/watch?v=M4qZ0GLO5_A.
Не менее интересным и полезным является создание книг в технике дополненной реальности. Немецкая компания Metaio разработала атлас, где привычные плоские карты снабжены еще и всплывающими трехмерными изображениями, моделями изучаемых географических объектов.
Сенсорные интерфейсы
Полюбившиеся многим сенсорные интерфейсы или Gesturebasedcomputing заставили задуматься о совершенствовании компьютерных технологий. Ведь в последние 40 лет мышь и клавиатура считалась основными способами ввода информации. AppleiPhone и NintendoWii доказали, что сенсорные экраны, принцип работы которых основан на естественных человеческих жестах, могут быть куда более удобными. Провести по экрану, нажать на объект, переместить его в пространстве одним движением пальца, - и это только начало в области новейших разработок. Идея сенсорного управления повлекла за собой развитие целой группы альтернативных устройств.
Сегодня как никогда вероятно, что интерфейсы нового типа приведут и к разработке новых образовательных моделей взаимоотношений человека с электронным устройством. Во многих школах некоторых стран мира повсюду стали появляться сенсорные дисплеи марки Microsoft Surface, позволяющие одновременное управление несколькими учениками.
Визуализация данных
Визуализация данных или же Visualdataanalysis – это предоставление объективной статистической информации в открытом доступе. Это веяние времени, которому следуют не только отдельные организации, но и целые правительства. Такие сервисы, как Gapminder, Wordle, ManyEyes, Flowingdata предоставляют все больше возможности для обработки и визуального представления данных.
В образовании также изменяется роль средств визуализации. Они больше не пассивная иллюстрация, а непосредственный инструмент обучения. Визуализация данных может быть использована для построения сложных моделей в экономике, органической химии, медицине, математике и многих других областях.
09.12.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа