МФТИ. Российские первопроходцы COURSERA.

МФТИ. Российские первопроходцы COURSERA.

Расширяя «ареал» своего обитания, Coursera, наконец-то, добралась и до нашего региона. Произошло это 17 февраля 2014 года, когда Московский физико-технический институт выложил на портале первый учебный курс под названием «Электричество и магнетизм», который включает в себя образовательные материалы, рассчитанные на десять недель обучения, и 2 контрольные работы, призванные закрепить и проверить полученные знания.

Аудитория, на которую рассчитан курс, довольно широка. Много интересной информации откроют для себя те, кто хочет изучить физику магнетизма и электричества или вспомнить ее основные постулаты и термины. Авторы курса в доступном и понятном формате объясняют слушателям основные законы и понятия: заряд, потенциал, поле и т.д.

Вышеуказанная информация доступна посетителям сайта в «трейлере» курса. Однако ее недостаточно, чтобы получить полное представление о первом российском MOOCs-курсе. Давайте остановимся на нем немного подробнее.

Ну-ка, открой коробку!

«Электричество и магнетизм» в традиционной для Coursera манере разделен на короткие блоки по 8-12 минут: теория, видеодемонстрация различных тематических физических явлений и семинары с подробным разбором соответствующих задач по физике. Все эти блоки перемежаются каверзными контрольными вопросами, рассчитанными на проверку концентрации (эдакий виртуальный «дядя с ремнем»).

Кроме вышеописанных блоков слушателям предоставляются краткие конспекты по каждой неделе, включающие в себя, кстати, и подробный разбор задач, изученных на семинарах.

Конец каждой учебной недели закрепляется домашним заданием, которое нужно выполнить в течение следующей недели без отрыва от основного обучения, а середина и конец курса «отмечаются» большими контрольными работами. На решение всех заданий выделяется одна дополнительная неделя. Для тех же, кто уверен в своих силах, разработчики курса приготовили дополнительный контрольный тест, содержащий три задачи повышенной сложности, решение которых проверяется преподавателями в индивидуальном порядке. Данная контрольная работа имеет «двойное дно». Помимо простой проверки знаний для «особо отличившихся», она является своеобразным допуском к онлайн-собеседованию по физике для желающих зачесть результаты курса в качестве результатов вступительного экзамена в магистратуру МФТИ.

Особенности российской MOOCs-кухни

Все началось с того, что руководство МФТИ решило создать на базе своего вуза специальный видеолекторий, призванный помочь студентам в изучении физики. Контент получился довольно обширным, и преподавательский состав стал строить планы по его применению в других областях.

Через некоторое время после создания видеолектория в поле зрения преподавателей МФТИ попал курс MITx под названием «Circuits&Electronics». Он реально впечатлил профессоров, но идея создать собственный бесплатный открытый электронный курс не прижилась, так как в то время подобные курсы еще были в диковинку в нашем регионе. Второй раз подобная идея возникла после случайной встречи выпускников вуза с одним из представителей Coursera на одном из международных мероприятий, который и предложил МФТИ стать партнером площадки. Это предложение и дало толчок к созданию вузом собственного открытого электронного курса на базе наработанных материалов.

Так как это был первый опыт создания подобных курсов в нашем регионе, то разработчики —заслуженный деятель науки РФ С. Козел и доценты кафедры общей физики МФТИ В. Овчинкин и А. Гавриков — столкнулись с несколькими «неприятными» моментами, урегулировать которые им удалось далеко не сразу.

1. Далеко не весь имеющийся в распоряжении МФТИ материал годился для использования, поэтому часть лекций пришлось оцифровывать заново. Причем львиная доля времени и сил ушли на создание видеодемонстраций тематических физических явлений.

2. Много споров вызвала примерная структура итоговых и промежуточных контрольных работ и домашних заданий.

3. Система оценки знаний. Преподаватели столкнулись с множеством параметров, которые нужно учесть, чтобы объективно оценить полученные слушателем знания.

4. Организация форумов. Как показала практика зарубежных MOOCs-площадок, форумы играют огромную роль в обучении слушателей дистанционных курсов. Самым трудным оказалось организовать общение на них таким образом, чтобы слушатели не делились друг с другом способами решения индивидуальных задач, а действительно обсуждали полезные вопросы, касающиеся отдельных аспектов обучения.

Большинство этих вопросов непросто решить на этапе создания самого курса. Поэтому разработчики опубликовали на Coursera то, что у них получилось в процессе долгой и кропотливой работы и оставили для себя возможность регулировки отдельных вопросов, возникающих в процессе эксплуатации курса.

09.12.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.