Open Course Ware. Шоковая терапия как метод борьбы с коммерциализацией высшего образования
Незадолго до старта проекта EDX руководство Массачусетского технологического института (МТИ) приняло решение сделать достоянием общественности все имеющиеся в распоряжении вуза учебные материалы. На сегодняшний день их стоимость составляет около 107 тысяч долларов.
Под эту беспрецедентную акцию вуз даже запустил новый проект под названием «Open Course Ware» (OCW). Поначалу это был лишь небольшой проект, который не вполне удовлетворял амбиции МТИ. Тем не менее, каждый, кто имел дома компьютер с доступом в Интернет, мог совершенно бесплатно получить интересующие его конспекты и (в некоторых случаях) видеозаписи лекций, а также экзаменационные вопросы и ответы к ним. Всего в Интернет была выложена информация по 32 курсам МТИ. Как показала статистика посещений, за выложенной информацией за период с начала сентября до конца 2010 года обратилось более 130 тысяч человек. Благодаря OCW они смогли бесплатно получить то, на что обычный студент МТИ тратил порядка 2,6 тысяч долларов в год.
На момент создания проекта преподаватели МТИ и многих других университетов мира уже имели во «всемирной паутине» собственные сайты, на которых можно было получить практически любую информацию о курсах этих преподавателей. Проект OCW же пошел еще дальше. Создатели решили постоянно поддерживать проект, публикуя на портале абсолютно всю учебную программу МТИ и обновляя уже выложенную ранее информацию. Руководство вуза даже создало специализированную службу поддержки проекта. Цель такой службы — структурировать выкладываемую информацию, делать ее пригодной для поиска и публиковать полученные результаты без участия в этом процессе преподавателей института.
Основным отличием проекта от современных MOOCs-площадок является то, что OCW не является программой дистанционного обучения. Это просто выложенные в свободный доступ материалы по тому или иному курсу. При этом пользователям не выдаются сертификаты об окончании обучения, а проект не поддерживает возможность обратной связи с авторами курсов.
Как считает руководство МТИ, опубликованные материалы могут быть полезными не только для студентов, но и для преподавателей различных вузов при подготовке собственных курсов. Информация на портале представлена не в виде готового курса, а в виде отдельных элементов, подчиняющихся определенной структуре. Условно все их можно разделить на следующие виды:
1. Учебные планы и методические указания по различным дисциплинам.
2. Списки рекомендованной литературы по ним же.
3. Конспекты или видеозаписи лекций.
4. Домашние задания.
5. Экзаменационные вопросы и ответы к ним.
К сожалению, материалы по различным курсам, предлагаемым МТИ, опубликованы на портале далеко не в полном объеме. Полнота информации зависит от множества критериев. Вот некоторые из них:
- Желание преподавателей. Далеко не все преподаватели вуза хотят выкладывать для всеобщего доступа все свои наработки и материалы.
- Технические проблемы. Большинство домашних заданий, например, отсутствуют не только в электронном, но и в бумажном виде, так как придумываются преподавателями «на ходу».
- Повторное использование и информация ДСП. Некоторые экзаменационные вопросы, домашние задания или ответы (решения) к ним не могут быть опубликованы на портале по причине повторного использования в институте, а также по причине нахождения их в спецлитературе, не предназначенной для свободного распространения.
В основном все материалы представлены в текстовом формате. Что же касается видеозаписей лекций, то их создание и публикация не являются основной задачей проекта. Поэтому к началу 2013 года с такими видеозаписями можно было ознакомиться только при изучении 34 курсов.
Как уже было сказано выше, большинство материалов портала предназначено для изучения отдельных вопросов студентами или подготовки различными преподавателями собственных курсов. Однако руководство МТИ все-таки пошло навстречу желающим заняться самообучением и подготовило специальную серию «GCW Scholar». Курсы этой серии являются наиболее полными, имеют четкую структуру и логическую последовательность.
Что же касается выдачи сертификатов по системе MOOCs, то руководство МТИ решительно отказалось даже обсуждать этот вопрос, мотивируя свой отказ тем, что материалы данного проекта не способны в полной мере заменить классическое обучение в вузе. Очное общение преподавателей со студентами намного важнее простого изучения материалов на экране компьютера, поэтому университет и не рассматривает вопрос о создании на основе проекта OCW дистанционных учебных групп.
Несмотря на ясную позицию преподавательского состава в вопросе обучения с помощью проекта OCW студенты МТИ все чаще и чаще предпочитают учиться, используя информацию, содержащуюся на портале. В связи с этим количество студентов, посещающих обычные лекции, видеозаписи которых имеются в интернете, значительно уменьшилось. Преподаватели не запрещают это делать. Их позиция в этом вопросе такова: если студент достаточно ответственен, чтобы самостоятельно изучать предмет и успешно сдавать экзамены, то незачем ему в этом препятствовать.
А все-таки зачем?
Причина, побудившая руководство МТИ создать такой проект, проста: борьба с коммерциализацией высшего образования. Планируя опубликовать материалы по всем своим курсам (около 2 тысяч), МТИ вырабатывает собственный подход к онлайн-обучению и продвижению своих курсов. Сам же проект зародился под влиянием набиравшего силу движения open-sourse, целью которого была борьба с коммерциализацией программного обеспечения.
Второй причиной публикации курсов вуза в интернете можно назвать изучение технологии. Первые курсы на портале публиковались долго и вручную. На сегодняшний день в распоряжении вуза уже имеется ряд систем, позволяющих делать это в автоматическом режиме. Кроме того, эти системы управления контентом позволяют налагать некоторые ограничения на способ использования материалов портала. Хотя в МТИ и не возражают против использования их материалов при подготовке лекций другими вузами, но давать разрешение на изменение материалов и их последующую перепродажу администрация института не желает. При этом перевод курсов МТИ с английского на другие языки руководством проекта только приветствуется.
Предполагая за системой открытых знаний, использующей компьютерные информационные технологии, большое будущее, руководство МТИ активно осваивает данную сферу человеческой деятельности, создавая собственную структуру дистанционного преподавания и обучения. 04.11.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа