EDX. Через тернии к звёздам
EDX. История создания, организационная форма и немного интересных фактов
Осенью 2011 года руководством Массачусетского технологического института (МТИ) и Гарвардского университета были проведены переговоры, посвященные вопросам коммерциализации дистанционного образования. Результатом такой встречи стал запуск некоммерческого проекта по развитию новой MOOCs- платформы. Оба вуза вложили в развитие проекта по 30 миллионов долларов. И в конце осени 2011 года платформа EDX на базе МТИ вышла «в свет».
2012 год стал довольно удачным для молодого проекта. Гарвардский университет, поначалу участвовавший в создании платформы только финансово, решил присоединиться и к созданию контента портала. Произошло это в конце весны. Летом же 2012 года к EDX присоединился и университет Беркли. Осень тоже не осталась без сюрпризов. Инициативу проекта неожиданно поддержало крупнейшее университетское объединение США — The University of Texas System (UTS) , которое включает в себя 6 учреждений здравоохранения и 10 вузов. В конце года в проект «попросились» Georgetown university и Wellesley Соlledge.
Анант Агарвал, будущий президент EDX, сам заложил первый кирпичик в контент платформы, начав курс «Электроника и схемы». К осени 2013 года широкой массе пользователей стали доступны не только курсы «отцов-основателей», но и бесплатные онлайн-классы GeorgetownX и WellesleyX.
Молодой проект быстро набирал популярность. В марте 2012 года в багаже EDX насчитывалось 120 000 уникальных аккаунтов. Правды ради стоит отметить, что первый выпуск слегка подпортил впечатление: из этих слушателей успешно сдали «госэкзамен» только 10 000 (всего 8%). Однако это не остановило создателей и участников проекта, и к концу 2012 года MOOCs-платформа EDX могла «похвастаться» уже 500 000 аккаунтов.
На сегодняшний день EDX — это некоммерческое предприятие, находящееся под управлением МТИ и предлагающее широкой аудитории бесплатные дистанционные курсы в широком диапазоне учебных дисциплин.
Диапазон дисциплин и порядок окончания курсов
Как уже было сказано выше, к началу осени 2012 года в созданий контента платформы активно участвовали уже три вуза. Образовательное содержание с разбивкой по вузам-участникам выглядело примерно так:
1. Беркли.
• «Основы компьютерной графики»;
• «SAAS. Программное обеспечение как услуга» (2 части);
• «Искусственный интеллект».
2. МТИ.
• «Введение в химию твердого тела»;
• «Электроника и схемы»;
• «Введение в информатику и программирование».
3. Гарвард.
• «Введение в компьютерные науки»:
• «Здоровье в цифрах. Количественные методы в здравоохранении и клинической медицине». ,
Успешное окончание любого выбранного курса подтверждается особым сертификатом. Уникальность такого сертификата в том, что он выдается под специальной маркой «Университет X», где под словом «Университет» подразумевается название университета-автора выбранного курса. Плата за сертификаты — чисто символическая. При этом руководство портала доводит до каждого нового слушателя, что «поблажек» не будет. Выпускные экзамены, тесты и зачеты будут приниматься с той же строгостью, как и в обычном университете.
Программное сопровождение платформы
Создавая EDX, разработчики не стали изобретать велосипед и взяли за. основу идеи функционирования уже существующих MOGCs-платформ — Coursera и Udacity. Каждая лекция любого курса состоит из нескольких блоков, включающих в себя 10-минутное видео и комплекс упражнений, призванных закрепить понимание пройденного. Если слушатель допустил ошибку в ответе, то программа анализирует выполнение задания и предлагает скорректировать свой ответ с той точки, где была допущена ошибка.
Некоторые курсы, например «Электроника и схемы», включают в себя и практические занятия в виртуальных лабораториях. Слушатели выполняют занятия на виртуальных стендах и проводят измерения виртуальными приборами. Кроме того, для более успешного закрепления материала платформа поддерживает различные интерактивные средства обучения. К слову сказать, слушатели активно пользуются последними не только для выполнения домашних заданий, но и для обсуждения каждой лекции в режиме реального времени. Также любой слушатель может несколько раз пересмотреть необходимый ему фрагмент лекции, а все важные формулы и определения динамически отображаются курсивом на экране (при создании курса преподаватель писал их на планшете собственной рукой).
Чем отличается EDX от других MOOCs-площадок
Если сравнивать EDX, например, с Coursera или Udacity, то можно выделить два основных отличия:
1. Требования к качеству. Если Coursera принимает в свой «клуб» практически любой университет, то EDX, проявляет в этом вопросе некоторую щепетильность. Создатели платформы хотят, чтобы их детище стало «первым среди равных». Вот почему все университетские предложения о сотрудничестве проходят строгий отбор, а слушатели сдают экзамены и зачеты по всей строгости классического офлайн-обучения.
2. Смешанная модель обучения. Основной целью EDX, впрочем, как и любой другой MOOCs-платформы, является расширение доступа к получению качественного высшего образования. Кроме того, развитие платформы направлено на применение смешанных моделей обучения: в реальной и виртуальной аудиториях.
Точки соприкосновения EDX с работодателями и существующей системой образования
Как и перед другими MOOCs-площадками, перед EDX в полный рост встал вопрос об аккредитации сертификатов. На сегодняшний день руководство портала небезуспешно решает вопрос с рядом мировых вузов о выдаче университетского кредита тем слушателям, которые успешно завершили свои курсы. Для этого EDX заключило соглашение с Pearson Vue — известным поставщиком итоговых тестов. Как считает руководство предприятия, независимое тестирование значительно облегчит решение данного вопроса как слушателям, так и самим заинтересованным вузам.
Кроме того, создатели платформы обратили свое внимание на сферу бизнес-образования и корпоративного дистанционного обучения. Возможность повышать свою квалификацию без отрыва от работы открывает огромные перспективы как для руководителей компаний, так и для их работников и соискателей новых должностей.