Невероятные приключения MOOCs в России
Практически полностью охватив ведущие университеты Америки и Европы, «пожар» MOOCs наконец добрался и до нашего региона. Недавно стартовал межвузовский пилотный проект электронного обучения, получивший название «Универсариум». Участие в проекте приняли такие известные российские вузы, как МГУ, МФТИ и РЭУ имени Плеханова. Площадку проекта можно назвать как угодно: школой ли, колледжем или университетом — ничто не погрешит против истины. Главное то, что информацию на портале может получить любой, кто готов обучаться, используя компьютерные информационные технологии.
Так как проект является новым для нашего региона, он пока что далек от совершенства. Если рассматривать Универсариум с точки зрения уровня погружения, то курсы его больше близки к вузовским. В сущности, проект предоставляет слушателям более углубленные русскоязычные курсы по разным образовательным направлениям.
Несмотря ни на что Универсариум все-таки является классическими массовыми открытыми электронными курсами и имеет все их характерные отличительные признаки.
1. Удаленность. Слушатели Универсариума не ходят на пары и не сидят в аудиториях. Каждый из них «присутствует» на лекции с помощью видеосвязи.
2. Качество. В создании контента Универсариума участвуют лучшие профессора российских вузов.
3. Отсутствие классической университетской структуры и системы проверки знаний. Виртуальный университет не имеет деления на факультеты, а вместо зачетов и экзаменов — домашние задания и тесты.
4. Массовость. Каждый курс одновременно просматривают тысячи слушателей.
5. Наличие расписания. Все курсы начинаются в определенный день и длятся несколько недель.
6. Нетипичное подтверждение успешного окончания курса. В случае успешного окончания курса слушателю вместо диплома выдается соответствующий сертификат.
7. Отсутствие ограничений по возрасту. Универсариум одинаково принимает как шестнадцатилетнего, так и восьмидесятилетнего слушателя.
8. Отношение. Как и в случае с зарубежными MOOCs, выданные сертификаты об успешном окончании такого курса для работодателей ничего не значат.
Работа Универсариума проста и понятна. После регистрации на проекте можно выбрать любой понравившийся курс. Переоценили свои силы? Не стоит волноватся! Достаточно выключить соответствующую вкладку браузера и можно заниматься своими делами. Администрация портала требовать от Вас возобновить занятия уж точно не будет. Пройти курс оказалось по силам?
Поздравляем! Получите соответствующий сертификат.
Несмотря на кажущуюся простоту есть у Универсариума и свои «подводные камни». Все-таки сидеть сиднем у компьютера не такое уж и легкое занятие. Например, из 30 тысяч слушателей курса «Как начать свое дело» до победного конца добрались только 300 из них. Курс «Графы и комбинаторика», как ни странно, оказался более интересным: из 111 тысяч слушателей сертификаты получили 5 тысяч.
Немного статистики
Отправляясь «в люди», проект насчитывал всего три курса. Сейчас таких курсов уже десять. Среди них: «Как начать свое дело», «Графы и комбинаторика», «Химия - полезная и бесполезная» и многие другие.
На сегодняшний день аудитория Универсариума насчитывает более 80 тысяч слушателей. Самыми популярными курсами сегодня являются «Химия - полезная и бесполезная» (14 тысяч слушателей) и «Графы и комбинаторика» (11 тысяч слушателей). Что же касается географической принадлежности, то 35% слушателей — москвичи и петербуржцы, а 65% выходцы из других городов нашей необъятной Родины.
Ну, Стэндфорд, погоди!
Универсариум — первый достойный ответ российской образовательной системы американским коллегам в целом и огромной международной образовательной MOOCs-площадке Coursera в частности, стартовавшей в свое время на базе Стэндфордского университета. Примерно пару лет назад Coursera пришла в Россию, присоединив к своему образовательному активу, насчитывающему более 100 ведущих мировых университетов, два российских вуза: СПбГУ и МФТИ.
К сожалению, развитие MOOCs в России идет медленными темпами. Практически все известные мировые вузы, помимо участия в проекте Coursera, имеют и свои MOOCs-проекты. Плата в таких проектах взимается только за сертификат об окончании курса. Российские же вузы не спешат пока выходить во всемирную паутину с бесплатными курсами. Причин такого поведения множество. На сегодняшний день основными из них являются следующие;
1. Пробелы в законодательстве, регулирующем данную ветвь образования. Например, законодательно не определены такие вопросы, как статус сертификата и его котировка среди работодателей и обычных университетов. Также не определено законодательное сопровождение развития сетевого взаимодействия между вузами. Как показывает статистика, нужно внести изменения более чем в 2000 нормативных документов, чтобы MOOCs в нашей стране могли беспрепятственно развиваться.
2. Экономика. Большинство вузов нашей страны — государственные учреждения образования. Они, возможно, и хотели бы организовать собственные MOOCs или принять участие в проекте «Универсариум», но чиновники из счетной палаты с маниакальным упорством твердят об упущенной выгоде и налагают запрет на такое участие.
3. Личный интерес. Большинство преподавателей вузов нашего региона отнюдь не спешат участвовать в создании MOOCs, заявляя, что их лекции являются интеллектуальной собственностью.
Таким образом, российской системе образования понадобится пройти через многолетние реформы, чтобы выйти на современный мировой уровень бесплатного электронного образования.