MOOCs: отрицательный результат — это тоже результат

MOOCs: отрицательный результат — это тоже результат

Прошло уже несколько лет с того значимого в истории дистанционного образования события, когда один из профессоров Стэнфордского университета собрал на своем электронном курсе более 160 тысяч студентов со всего мира. Это событие дало начало новому витку развития высшего образования. Однако, как показала практика, результативность таких курсов оставляет желать лучшего и заставляет снова задумываться о том, каким все-таки образом лучше всего использовать Всемирную паутину для обучения.

Не так давно Университет Пенсильвании обнародовал результаты своих исследований, охвативших миллионы слушателей MOOCs. Результаты, прямо скажем, неутешительные: из всех зарегистрированных пользователей любого курса лишь половина просмотрела хотя бы одну лекцию. Полностью окончили намеченный курс только 4% слушателей.

Огромные надежды относительно использования массовых открытых электронных курсов возлагались на то, что именно благодаря MOOCs студенты из бедных стран могут получить качественное высшее образование. Однако вышеуказанные исследования показали, что 80% слушателей открытых электронных курсов уже получили классическое высшее образование.

Экспериментов и исследований, связанных с MOOCs, за всю историю их существования было не так уж и мало, но, пожалуй, самым известным из них можно считать эксперимент Государственного университета Сан-Хосе, который закончился громким фиаско. Суть эксперимента заключалась в следующем: в начале года руководство университета на весь мир объявило о том, что вуз заключил партнерское соглашение с компанией Udacity, отцом-основателем которой был Себастьян Трун. К слову сказать, Себастьян Трун и был тем самым профессором, положившим начало развитию MOOCs. Университет Сан-Хосе и С. Трун собирались выпускать дешевые онлайн-курсы, прохождение которых признавалось бы как получение полноценного высшего образования.

Будучи недовольным низким процентом «выпускников» бесплатных курсов от общего числа зарегистрированных пользователей, С. Трун надеялся улучшить ситуацию в целом, пригласив на работу онлайн-преподавателей, целью которых была помощь слушателям, в одиночку не справлявшимся с материалом. Планы университета были более тщеславными и меркантильными: руководство мечтало сделать свой вуз лидером в области дистанционного обучения и привлечь таким образом больше студентов.

Прекрасная, в общем-то, идея с грохотом провалилась еще на стадии пилотного проекта. Слушатели пилотных курсов, несмотря на кропотливую работу онлайн-преподавателей, показали значительно худшие результаты по сравнению со студентами аналогичных очных курсов. К примеру, курс алгебры более-менее успешно закончила всего четверть записавшихся; из них 12% слушателей при этом училось в старшей школе. Печальный итог был предсказуем: программа свернута в спешном порядке, а организаторы не дают никаких ответов на вопросы о ее дальнейшей судьбе.

Как бы там ни было, провал Университета Сан-Хосе не означает, что исчезновение MOOCs лишь дело времени. Речь идет скорее о перерождении курсов в нечто совершенно новое. Тот же университет Сан-Хосе, оправившись от удара, активно использует в поддержку очного обучения видеоматериалы с ресурса edX.Coursera — второй крупный MOOCs-ресурс — полноценно экспериментирует со своими курсами, создавая малые группы в некоторых американских консульствах и усиливая их фасилираторами (сотрудниками, обеспечивающими успешную групповую коммуникацию).

Другие MOOCs-порталы активно разрабатывают иную модель, которая в большей степени делает акцент на связи между студентами, чем на учебном материале. Иными словами, к великому облегчению преподавателей, опасающихся за свои места и финансирование, происходит активная интеграция MOOCs в очное обучение. Это привело к тому, что почти все мировые университеты начали активно разрабатывать свои стратегии электронного обучения.

Своеобразным символом того, что массовые электронные курсы переживают эпоху перемен, стал уход родоначальника MOOCs Себастьяна Труна в корпоративное обучение. Уход Труна и его признание проекта Udacity неудачным породили горы комментариев в различных блогах. Их суть сводилась к тому, что компанию Udacity всегда больше интересовала материальна сторона «медали», а не демократизация высшего образования. Сам же Трун, несмотря на всю шумиху вокруг его детища, параллельно с корпоративным обучением преспокойно продолжает работу с университетом Сан-Хосе. Это обусловлено альтруистическим желанием профессора сделать высшее образование более доступным не только для элиты, но и для широких масс населения.

Себастьян Трун отнюдь не считает эксперимент университета Сан-Хосе провальным. По словам профессора, те, кто не разделяет его точку зрения, не понимают до конца процесс внедрения инноваций. В мире можно пересчитать по пальцам те идеи, которые сработали сразу. Попытки внедрить какую-либо перспективную новинку должны быть постоянными. Например, как с теми же мобильными телефонами. Прошло довольно много времени, пока они из громоздких и ненадежных «кирпичей» не превратились в незаменимые повседневные устройства/

Мало кто знает, что в университете Сан-Хосе проводилась вторая волна скандального эксперимента, результаты которой были несоизмеримо лучше первой версии. У слушателей электронных курсов алгебры и статистики результаты оказались куда лучше показателей их очных «коллег». Однако рано пока делать далеко идущие выводы, так как большинство слушателей открытых курсов уже имело высшее образование. Что же касается профессоров университета Сан-Хосе, принявших участие в первой волне, то провал пилотного проекта их очень разочаровал. Они до сих пор считают материалы курса весьма полезными для обучения и активно используют их при ведении своих очных курсов.

Все, что произошло с MOOCs с момента их возникновения до наших дней, можно считать естественным процессом внедрения инновации. Основной ажиотаж прошел — и началась осмысленная практика. Руководство многих мировых вузов осознало, что Интернет может реально изменить подход к высшему образованию. Теперь, когда на практике опробованы технологии, позволяющие обучать одновременно тысячи студентов, настало время задуматься над эффективным способом получения осмысленного опыта каждым из них.

17.10.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.