Высшее образование Второе высшее Магистратура Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Директорские курсы Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Администрирование Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Проектирование Строительный контроль и надзор Оценка и экспертиза Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана труда Метрология Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроника Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Химия
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Программирование Сетевые технологии Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Политология Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Проектирование Пожарная безопасность Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Сенсорика
Колледж
Бухгалтерский учет Делопроизводство. Секретариат Дизайн Компьютеры. ИТ Логистика Логистика закупок Маркетинг. Реклама. PR Менеджмент Продажи Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Педагогика и методика начального образования Теория и методика дошкольного образования Педагогика дополнительного образования (ИЗО и ДПИ) Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности) Делопроизводство. Секретариат Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области сценической деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области эколого-биологической деятельности) Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Строительство. Архитектура Жилищно-коммунальное хозяйство Торговля. Розница Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Коррекционная педагогика в начальном образовании Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности)
Дополнительная общеобразовательная программа Профобучение

MOOCs: отрицательный результат — это тоже результат

MOOCs: отрицательный результат — это тоже результат

Прошло уже несколько лет с того значимого в истории дистанционного образования события, когда один из профессоров Стэнфордского университета собрал на своем электронном курсе более 160 тысяч студентов со всего мира. Это событие дало начало новому витку развития высшего образования. Однако, как показала практика, результативность таких курсов оставляет желать лучшего и заставляет снова задумываться о том, каким все-таки образом лучше всего использовать Всемирную паутину для обучения.

Не так давно Университет Пенсильвании обнародовал результаты своих исследований, охвативших миллионы слушателей MOOCs. Результаты, прямо скажем, неутешительные: из всех зарегистрированных пользователей любого курса лишь половина просмотрела хотя бы одну лекцию. Полностью окончили намеченный курс только 4% слушателей.

Огромные надежды относительно использования массовых открытых электронных курсов возлагались на то, что именно благодаря MOOCs студенты из бедных стран могут получить качественное высшее образование. Однако вышеуказанные исследования показали, что 80% слушателей открытых электронных курсов уже получили классическое высшее образование.

Экспериментов и исследований, связанных с MOOCs, за всю историю их существования было не так уж и мало, но, пожалуй, самым известным из них можно считать эксперимент Государственного университета Сан-Хосе, который закончился громким фиаско. Суть эксперимента заключалась в следующем: в начале года руководство университета на весь мир объявило о том, что вуз заключил партнерское соглашение с компанией Udacity, отцом-основателем которой был Себастьян Трун. К слову сказать, Себастьян Трун и был тем самым профессором, положившим начало развитию MOOCs. Университет Сан-Хосе и С. Трун собирались выпускать дешевые онлайн-курсы, прохождение которых признавалось бы как получение полноценного высшего образования.

Будучи недовольным низким процентом «выпускников» бесплатных курсов от общего числа зарегистрированных пользователей, С. Трун надеялся улучшить ситуацию в целом, пригласив на работу онлайн-преподавателей, целью которых была помощь слушателям, в одиночку не справлявшимся с материалом. Планы университета были более тщеславными и меркантильными: руководство мечтало сделать свой вуз лидером в области дистанционного обучения и привлечь таким образом больше студентов.

Прекрасная, в общем-то, идея с грохотом провалилась еще на стадии пилотного проекта. Слушатели пилотных курсов, несмотря на кропотливую работу онлайн-преподавателей, показали значительно худшие результаты по сравнению со студентами аналогичных очных курсов. К примеру, курс алгебры более-менее успешно закончила всего четверть записавшихся; из них 12% слушателей при этом училось в старшей школе. Печальный итог был предсказуем: программа свернута в спешном порядке, а организаторы не дают никаких ответов на вопросы о ее дальнейшей судьбе.

Как бы там ни было, провал Университета Сан-Хосе не означает, что исчезновение MOOCs лишь дело времени. Речь идет скорее о перерождении курсов в нечто совершенно новое. Тот же университет Сан-Хосе, оправившись от удара, активно использует в поддержку очного обучения видеоматериалы с ресурса edX.Coursera — второй крупный MOOCs-ресурс — полноценно экспериментирует со своими курсами, создавая малые группы в некоторых американских консульствах и усиливая их фасилираторами (сотрудниками, обеспечивающими успешную групповую коммуникацию).

Другие MOOCs-порталы активно разрабатывают иную модель, которая в большей степени делает акцент на связи между студентами, чем на учебном материале. Иными словами, к великому облегчению преподавателей, опасающихся за свои места и финансирование, происходит активная интеграция MOOCs в очное обучение. Это привело к тому, что почти все мировые университеты начали активно разрабатывать свои стратегии электронного обучения.

Своеобразным символом того, что массовые электронные курсы переживают эпоху перемен, стал уход родоначальника MOOCs Себастьяна Труна в корпоративное обучение. Уход Труна и его признание проекта Udacity неудачным породили горы комментариев в различных блогах. Их суть сводилась к тому, что компанию Udacity всегда больше интересовала материальна сторона «медали», а не демократизация высшего образования. Сам же Трун, несмотря на всю шумиху вокруг его детища, параллельно с корпоративным обучением преспокойно продолжает работу с университетом Сан-Хосе. Это обусловлено альтруистическим желанием профессора сделать высшее образование более доступным не только для элиты, но и для широких масс населения.

Себастьян Трун отнюдь не считает эксперимент университета Сан-Хосе провальным. По словам профессора, те, кто не разделяет его точку зрения, не понимают до конца процесс внедрения инноваций. В мире можно пересчитать по пальцам те идеи, которые сработали сразу. Попытки внедрить какую-либо перспективную новинку должны быть постоянными. Например, как с теми же мобильными телефонами. Прошло довольно много времени, пока они из громоздких и ненадежных «кирпичей» не превратились в незаменимые повседневные устройства/

Мало кто знает, что в университете Сан-Хосе проводилась вторая волна скандального эксперимента, результаты которой были несоизмеримо лучше первой версии. У слушателей электронных курсов алгебры и статистики результаты оказались куда лучше показателей их очных «коллег». Однако рано пока делать далеко идущие выводы, так как большинство слушателей открытых курсов уже имело высшее образование. Что же касается профессоров университета Сан-Хосе, принявших участие в первой волне, то провал пилотного проекта их очень разочаровал. Они до сих пор считают материалы курса весьма полезными для обучения и активно используют их при ведении своих очных курсов.

Все, что произошло с MOOCs с момента их возникновения до наших дней, можно считать естественным процессом внедрения инновации. Основной ажиотаж прошел — и началась осмысленная практика. Руководство многих мировых вузов осознало, что Интернет может реально изменить подход к высшему образованию. Теперь, когда на практике опробованы технологии, позволяющие обучать одновременно тысячи студентов, настало время задуматься над эффективным способом получения осмысленного опыта каждым из них.

17.10.2014
Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на https://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика
Бухгалтерский учет
Маркетинг. Реклама. PR
Сервис. Туризм
Менеджмент
Компьютеры. ИТ
Юриспруденция
Радиосвязь. Радиотехника
Гос. управление
Электроника
Психология
Безопасность
Управление персоналом
Физическая культура и воспитание
Психолого-Педагогическое
Логистика
Строительство. Архитектура
Таможенное дело
Теплоэнергетика и теплотехника
Управление производством
Журналистика
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Машиностроение. Транспорт
Культура. Искусство
Лингвистика
Спорт и спортивная практика
Дизайн
Сельское хозяйство
Торговля. Розница

Второе высшее

Компьютеры. ИТ
Гос. управление
Маркетинг. Реклама. PR
Финансы. Экономика
Психология
Сервис. Туризм
Менеджмент
Юриспруденция
Психолого-Педагогическое
Электроника
Радиосвязь. Радиотехника
Бухгалтерский учет
Теплоэнергетика и теплотехника
Логистика
Таможенное дело
Физическая культура и воспитание
Журналистика
Управление персоналом
Безопасность
Культура. Искусство
Управление производством
Строительство. Архитектура
Машиностроение. Транспорт
Экология
Электроэнергетика и электротехника
Спорт и спортивная практика
Дизайн
Торговля. Розница

Магистратура

Менеджмент
Юриспруденция
Финансы. Экономика
Гос. управление
Безопасность
Лингвистика
Психология
Психолого-Педагогическое
Управление персоналом
Бухгалтерский учет
Сельское хозяйство
Делопроизводство. Секретариат
Маркетинг. Реклама. PR
Компьютеры. ИТ

Профпереподготовка

Экспертиза и оценка
Гос. управление
Психолого-Педагогическое
Имидж и стиль
Менеджмент
Медицина. Фармация
Охрана труда
Безопасность
Бухгалтерский учет
Управление персоналом
Строительство. Архитектура
Финансы. Экономика
Юриспруденция
Управление производством
Психология
Физическая культура и воспитание
Логистика
Маркетинг. Реклама. PR
Электроэнергетика и электротехника
Социальная работа
Международные отношения
Дизайн
Делопроизводство. Секретариат
Журналистика
Компьютеры. ИТ
Культура. Искусство
Политология
Сервис. Туризм
Экология
История
Социология
Лингвистика
Регионоведение
Продукты питания
Спорт и спортивная практика
Директорские курсы
Теплоэнергетика и теплотехника
Химия
Нефтегазовая промышленность
Жилищно-коммунальное хозяйство
Метрология
Сельское хозяйство
Торговля. Розница
Красота и здоровье
Машиностроение. Транспорт
Продажи
Электроника

Повышение квалификации

Медицина. Фармация
Экспертиза и оценка
Компьютеры. ИТ
Психолого-Педагогическое
Психология
Лингвистика
Физическая культура и воспитание
Менеджмент
Логистика
Маркетинг. Реклама. PR
Управление персоналом
Охрана труда
Строительство. Архитектура
Электроэнергетика и электротехника
Юриспруденция
Бухгалтерский учет
Международные отношения
Гос. управление
Дизайн
Делопроизводство. Секретариат
Культура. Искусство
Финансы. Экономика
Политология
Социология
Сервис. Туризм
Управление производством
Регионоведение
История
Безопасность
Продукты питания
Теплоэнергетика и теплотехника
Спорт и спортивная практика
Журналистика
Сенсорика
Красота и здоровье
Сельское хозяйство

Колледж

Финансы. Экономика
Менеджмент
Логистика
Торговля. Розница
Юриспруденция
Социальная работа
Маркетинг. Реклама. PR
Бухгалтерский учет
Электроэнергетика и электротехника
Компьютеры. ИТ
Психолого-Педагогическое
Сельское хозяйство
Дизайн
Строительство. Архитектура
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Сервис. Туризм
Продажи
Жилищно-коммунальное хозяйство
Делопроизводство. Секретариат
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)
Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности)

Дополнительная общеобразовательная программа

Психолого-Педагогическое
Психология
Физическая культура и воспитание
Маркетинг. Реклама. PR
Сельское хозяйство
Менеджмент
Управление персоналом

Профобучение

Медицина. Фармация
Психолого-Педагогическое
Социальная работа
Компьютеры. ИТ
Бухгалтерский учет
Имидж и стиль
Сельское хозяйство
Нефтегазовая промышленность
Делопроизводство. Секретариат
Культура. Искусство
Безопасность
Красота и здоровье
Менеджмент
Высшее образование Второе высшее Магистратура Профпереподготовка
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Госзакупки Дизайн Директорские курсы Журналистика Имидж и стиль История Компьютеры. ИТ Администрирование Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Машиностроение. Транспорт Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Нефтегазовая промышленность Политология Продажи Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Автоматизация в строительстве Изыскания и горное дело Инженерные системы Проектирование Строительный контроль и надзор Оценка и экспертиза Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана труда Метрология Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Торговля. Розница Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экология Экспертиза и оценка Электроника Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Химия
Повышение квалификации
Бухгалтерский учет Безопасность Делопроизводство. Секретариат Гос. управление Дизайн Журналистика История Компьютеры. ИТ Академия Cisco Программирование Сетевые технологии Красота и здоровье Культура. Искусство Лингвистика Логистика Складская логистика Логистика закупок Транспортное обеспечение логистики Маркетинг. Реклама. PR Интернет-маркетинг Медицина. Фармация Международные отношения Менеджмент Политология Продукты питания Психология Психотерапия и психологическое консультирование Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Логопедия и детская речь Менеджмент в социальной сфере Общая дефектология Общая педагогика и психология Педагогика и методика дополнительного образования Педагогика и методика начального образования Педагогика одаренности и развития способностей Cоциальная психология и социальная работа Теория и методика дошкольного образования Предметная подготовка учителей Регионоведение Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социология Строительство. Архитектура Электроэнергетика и электротехника Проектирование Пожарная безопасность Охрана труда Спорт и спортивная практика Теплоэнергетика и теплотехника Управление персоналом Управление производством Физическая культура и воспитание Финансы. Экономика Экспертиза и оценка Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Сенсорика
Колледж
Бухгалтерский учет Делопроизводство. Секретариат Дизайн Компьютеры. ИТ Логистика Логистика закупок Маркетинг. Реклама. PR Менеджмент Продажи Психолого-Педагогическое Коррекционная педагогика и психология Педагогика и методика начального образования Теория и методика дошкольного образования Педагогика дополнительного образования (ИЗО и ДПИ) Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности) Делопроизводство. Секретариат Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области сценической деятельности) Педагогика дополнительного образования (в области эколого-биологической деятельности) Сельское хозяйство Сервис. Туризм Социальная работа Строительство. Архитектура Жилищно-коммунальное хозяйство Торговля. Розница Финансы. Экономика Электроэнергетика и электротехника Юриспруденция Коррекционная педагогика в начальном образовании Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности)
Дополнительная общеобразовательная программа Профобучение

Карта сайта

Дистанционное обучение в вузах. Получайте дистанционное образование! Каталог дистанционных программ. Каталог вузов России