Можно ли уже утверждать, что Россия перешла к информационному обществу? Этот вопрос еще до недавнего времени не оставлял светлые головы российских ученых. Не так давно споры между ними сошли на нет, и подавляющее большинство признало, что на сегодняшний день Россия уверенно движется в данном направлении.
Что же это значит для современных россиян? Во-первых, ведущим ресурсом всех сфер развития теперь становится информация. Речь идет об экономике, политике, культуре и социальных аспектах прогресса. Технологии, которые позволяют ее обрабатывать и распространять, также становятся важной частью современной жизни и усиливают тенденцию перехода к информационному обществу. Это ведет к тому, что темп жизни неустанно будет набирать обороты и потребуется соответствующая реакция в виде повышения образованности, мобильности и адаптивных способностей людей в рамках постоянно изменяющихся условий. В информационном обществе достичь успеха можно, в основном, с помощью собственной конкурентоспособности и личностных преимуществ. Это обязывает индивида эффективно функционировать, несмотря на перемены в мире.
Что же подразумевается в данном случае под эффективностью? По каким критериям следует определять уровень успешности того или иного человека? Ответить на эти вопросы можно так: если ведущим ресурсом становится информация, то наиболее успешным будет тот индивид, который способен ее получать, обрабатывать и усваивать в максимально короткие сроки. При этом важную роль играет его способность использовать информацию в своих целях, удачно применяя ее в той или иной ситуации.
Таким образом, основная формула успешности в новом информационном обществе достаточно проста и понятна, но возникает еще один вопрос: достаточно ли мы подготовлены к такому ритму жизни? Какой процент граждан может похвастаться необходимым набором навыков? Анализируя данные российских Центров занятости, становится очевидным, что большинство жителей нашей страны все еще не готовы к новым условиям жизни.
Статус безработного чаще всего преследует выпускников различных учебных заведений, поскольку работодатели стремятся пригласить на работу сотрудников с опытом работы и определенным набором производственных навыков. Также менее прочих востребованы работники старше 50 лет, ввиду того, что их знания в большинстве своем устарели, и эффективность их труда снижена. Часто происходит так, что именно невосприимчивость к новой, актуальной информации и приводит к пониженному интересу работодателей в отношении определенной категории соискателей.
К сожалению, наблюдается неутешительная тенденция для выпускников средне-специальных учебных заведений. В связи с тем, что у них весьма скудные навыки самостоятельной обработки информации, они и составляют основную часть «группы риска». Даже информация, полученная от преподавателя, не всегда правильно воспринимается и анализируется такого рода студентами, а эффективно ее применить могут буквально единицы.
Частично решить упомянутые выше проблемы можно с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ). На сегодняшний день популярность данного способа переобучения, получения базовых знаний или переквалификации достаточно велика. ДОТ соответствуют требованиям технического прогресса и растущей динамики жизни, что позволяет людям получить эффективное образование тем методом, который наиболее актуален на данный момент.
Еще каких-то сто лет назад, хорошее образование было роскошью для избранных. Для обучения одного ученика были задействованы сразу несколько учителей, которые передавали ему свои знания «из рук в руки». С техническим прогрессом появилась необходимость сделать образование доступным для широких масс, что, соответственно привело к увеличению количества студентов для каждого из педагогов. Данная тенденция привела к трансформации методов обучения. Появилась заочная форма.
Сегодня прогресс продвинулся еще на несколько шагов вперед и, соответственно, требуются новые формы и методы передачи знаний. Дистанционное обучение стало необходимым дополнением к очной форме, позволило значительно упростить и оптимизировать рабочий процесс, предоставило новый спектр образовательных услуг для различных категорий граждан.
На практике удалось отследить следующую тенденцию: студент, получающий знания дистанционно, более склоне к самообразованию, становится более мобильным, независимым и ответственным. Именно эти качества необходимы ему для эффективной учебы. Даже если студент не обладал ими ранее, то мотивация к получению знаний позволяет развить их в процессе обучения. В итоге он становится специалистом, который будет конкурентоспособным на рынке труда.
Подводя итог, можно смело утверждать, что все условия, необходимые для внедрения и развития ДО на сегодняшний день в России присутствуют:
- Тенденция перехода к информации, как к основному ресурсу общества, развитие инновационных методов обучения.
- Повышенный интерес общества к потреблению образовательных услуг, вследствие высокого уровня требований рынка.
- Заинтересованность в дистанционном обучении.
- Коммерческий интерес учебных заведений, мотивирующий удовлетворить потребности общества в новых образовательных программах.