Станет ли MOOCs локомотивом или всего лишь вагоном образовательного «поезда»?

Станет ли MOOCs локомотивом или всего лишь вагоном образовательного «поезда»?

Эксперты, изучающие MOOCs, единодушны во мнении, что в открытых электронных курсах ничего нового нет. Кроме масштабности разумеется. В целом же идея преподавания, когда один профессор излагает материал огромному количеству студентов, никак при этом с ними не контактируя, далеко не нова.

Как показывают последние исследования, слушатели электронных курсов прохладно относятся к активному участию в онлайн-диалогах. Даже на тех курсах, в основу которых заложена возможность взаимодействия слушателей с преподавателем, всего один из пяти участников активно ею пользуется. Остальные слушатели предпочитают роль пассивных участников.

Основываясь на указанной статистике, многие исследователи, например, Дэн Леопард, известный и авторитетный в академическом сообществе профессор калифорнийского колледжа Сент-Мэри, высказываются о MOOCs с изрядной долей скептицизма. Они не считают открытые курсы эдаким ноу-хау в сфере образования и пытаются переубедить в этом своих оппонентов, которые всеми силами стараются протолкнуть в широкие массы идею о том, что MOOCs способны в корне видоизменить всю модель высшего образования.

Исследовательский проект HarvardX, возглавляемый профессором Эндрю Хо, уже довольно длительное время пытается развеять миф об инновационности MOOCs. Результаты исследований участников проекта, по словам профессора Хо, сводятся к тому, что MOOCs явно не являются лучшим вариантом для замены очного обучения. На данном этапе исследователи продолжают работу в этом направлении, хотя среди них и бытует мнение, что тщательнейшие и полномасштабные исследования массовых открытых электронных курсов, размещенных на платформах Coursera, Udacity и edX требуют крупного международного финансирования.

Несмотря на негативные результаты исследований 77% лидеров академического сообщества считают, что дистанционное образование не уступает по качеству классическому очному, или даже лучше его. Из них 69% считает, что MOOCs — неплохое направление для стратегии развития их учебного заведения в долгосрочной перспективе. Однако следует отметить тот факт, что 70% преподавательского состава расходятся во мнениях со своим руководством по данной проблеме. В ближайшие три года 25% участвовавших в опросе руководителей вузов планируют запускать MOOCs в своих учебных заведениях. Администрация некоторых американских штатов полностью поддерживает это начинание и всеми силами пытается ускорить продвижение законопроекта о том, что слушателям, успешно прошедшим MOOCs, будут выдаваться академические кредиты наравне с выпускниками очных отделений. Мотивация такой поддержки очевидна: MOOCs, по мнению политиков, — отличный способ увеличить доступность высшего образования, параллельно сократив расходы на образовательную сферу.

Несмотря на ожесточенную «подковерную борьбу» все же не стоит обходить вниманием вопрос полезности MOOCs для колледжей и университетов. До сих пор остается неясным вопрос: принесут ли такие курсы прибыль, достаточную, чтобы перекрыть расходы, связанные с их созданием, например, за счет платных выпускных экзаменов. На сегодняшний день Гарвард совместно с MIT, а также частные инвесторы вложили в развитие образовательных платформ edX и Coursera шестьдесят и шестьдесят пять миллионов $ соответственно, так что ожидание прибыли — больной вопрос для очень многих.

Как это ни странно, профессор Хо считает такие инвестиции довольно выгодным вложением. Он объясняет это тем, что приемы и технологические новинки, используемые и внедряемые в MOOCs, с успехом могут быть применены для развития традиционного обучения. Что же касается объемов финансирования, то история образования, по словам профессора Хо, знает и куда более глупые затраты.

Многим достойным специалистам в области образования все же хотелось бы замедлить развитие событий. Особенно такое желание сильнее проявляется, когда речь заходит об использовании MOOCs при обучении 18-20-летней молодежи. Приведем в качестве примера мнения по данному вопросу некоторых наиболее авторитетных руководителей американских учебных заведений.

Дональд Истмен, президент Eckerd College, считает нонсенсом бытующее среди учебных заведений заявление о том, что MOOCs дадут качественное образование всем без исключения. Он аргументирует свою точку зрения вопросом о возможности получения качественного дистанционного образования теми, у кого никакого образования нет вообще.

Дэниэл Портерфилд, президент Franklin & Marshall College, предполагает, что вузы слишком уж активно взялись за освоение данного направления. При этом, по мнению Портерфилда, никто не озаботился тщательными исследованиями проблем, возникающих в процессе прохождения таких курсов. Например, как решить проблему различного уровня подготовки студентов? Профессора, читая курс, не способны охватить своим вниманием всю огромную аудиторию, поэтому, запутавшись в сложных вопросах и понятиях, 90% студентов просто уходят, не в силах пройти курс до конца.

Джон МакКарделл, проректор университета Sewanee: The University of the South, утверждает, что MOOCs — это не совсем хорошая идея для получения молодежью высшего образования хотя бы потому, что в создании и проведении таких курсов участвуют десятки вузов, но вот академический кредит по их окончании дают лишь единицы, что не является хорошим заделом на будущее для молодых людей. Американский образовательный совет всего лишь 10 MOOCs порекомендовал для академической аккредитации. МакКарделл особое внимание обращает на тот факт, что данная аккредитация носит лишь рекомендательный характер, поэтому каждый вуз будет сам принимать решение относительно выдачи кредита. В подтверждение своих мыслей, МакКарделл цитирует строки поэта Александра Поупа. Суть цитаты в том, что нужно быть среди тех, кто не в числе последних пробует новое, но не последним отказывается от старого. В особенности эта мысль актуальна в тот момент, считает МакКарделл, когда все вокруг спешат навесить ярлык универсальности на какую-нибудь образовательную инновацию.

13.10.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.