Так что же такое MOOCs — панацея или миф?
А вы знаете, какие тренды были самыми популярными среди студентов прошлых лет? Узкие джинсы, рюкзаки с заклепками, очки в толстой старомодной оправе, Instagram и…. MOOCs. В прошлом и позапрошлом годах журналисты и политики как только не изощрялись, прославляя последние. С экранов телевизоров и мониторов все чаще и чаще слышалось, что это не просто модный аксессуар или «раскрученное» мобильное приложение, а реальное и доступное будущее дистанционного высшего образования. Что же такое MOOCs? Сама аббревиатура переводится на русский язык как «массовые открытые электронные курсы» По сути это курсы, проводимые известными мировыми преподавателями, которые безвозмездно транслируются для всех желающих в режиме онлайн. MOOCs и по сей день вызывают большой ажиотаж. Даже всемирный журнал The Economist в одном из своих изданий озвучил вопрос: а не станут ли эти курсы тем самым тараном, который разрушит непробиваемые стены вокруг академического знания? Руководители почти всех зарубежных вузов напрягают все силы, чтобы угнаться за развитием MOOCs, так как среди них бытует мнение, что данные курсы в скором времени полностью заменят собой классическое очное обучение. Не отстают от других и студенты: каждый семестр слушателями таких курсов становятся тысячи желающих. Несмотря на огромный ажиотаж у MOOCs есть одно маленькое «но»: никто не знает, какой процент слушателей действительно чему-то учится с помощью таких курсов. Один из исследовательских центров Колумбийского университета, с целью прояснить этот вопрос, проводил эксперимент. Однако его результаты разочаровали исследователей. Шенна Джеггерс заместитель директора данного исследовательского центра считает, что на этом этапе исследований нельзя с уверенностью определить уровень эффективности MOOCs. По ее мнению, начинать исследования данного вопроса лучше всего с малых групп студентов, при этом тщательно фиксировать те моменты, когда наблюдаемые начинают отставать от своих одногруппников или терять мотивацию к обучению. И только после тщательного анализа результатов исследований таких групп можно выносить эксперимент за их пределы. Джеггерс не учла только один момент: проводить расширение наблюдаемой группы может быть уже слишком поздно. Как гласят результаты исследований Babson Survey Research Group, уже сейчас количество слушателей онлайн-курсов перевалило за 6,5 миллионов. И произошло это в тот момент, когда количество приверженцев классического очного формата обучения стало резко снижаться. В отличие от других дистанционных курсов, количество слушателей которых по разным причинам ограничено, MOOCs так быстро набирают популярность, что порой совершенно невозможно отследить число пользователей. Так, например, проект Coursera через 1,5 года после своего старта уже насчитывал более 4 миллионов записавшихся. Платформа, на которой реализован данный курс, является детищем MIT-Harvard и может с легкостью поддерживать более 1 миллиона пользователей. Несмотря на все возрастающую популярность MOOCs большинство слушателей не находит в себе сил довести их до конца. В данном случае открытые курсы можно сравнить с библиотечной книгой, взяв которую, люди не всегда читают ее от корки до корки, а лишь просматривают или возвращают непрочитанной. Как показал опрос, проведенный компанией Qualtrics совместно с провайдером образовательных технологий Instructure, 75 слушателей MOOCs записались на курсы потому, что это бесплатно. Среди бросивших обучение бесспорными лидерами стали две причины: нехватка времени на курс и утрата интереса к прослушиванию курса. Примечательно, что минимум две трети из опрошенных студентов с уверенностью заявили, что они бы завершили курс, если бы в конце их ждал сертификат об успешном окончании курса или (что лучше всего) академический кредит. Но пока досконально не определен уровень эффективности MOOCs вузы не будут ни давать за их прохождение свои кредиты, ни признавать их результаты, ни тем более фиксировать дипломом или сертификатом. С целью изучения последствий выдачи академических кредитов после прослушивания MOOCs Колумбийских университет проанализировал статистику аналогичных по своей сути платных аккредитованных курсов. Ничем не отличаясь, кроме своей стоимости, от открытых курсов, они показали далеко не заоблачные результаты: средний процент брошенных на середине обучения аккаунтов составил 25% от общего числа записавшихся слушателей. Кроме того, те студенты, которые являлись слушателями онлайн-курсов, в реальных учебных «баталиях» реже выходили победителями и вообще нечасто доводили свою учебу до логического завершения. Исследователи онлайн-обучения университета Сан-Хосе пошли дальше. Они предлагали выдать академический кредит тем студентам, которые успешно пройдут MOOC. Однако, даже с таким стимулом, успешно завершить курс смогла только половина слушателей. Повторное исследование выявило значительное увеличение процента слушателей, успешно завершивших курс. Причина проста: во второй волне записавшихся преобладали более подготовленные студенты, имеющие как минимум диплом бакалавра. Однако и среди них процент бросивших MOOC-курс оказался весьма велик.