Компания Observatory on Borderless Education провела масштабное исследование, итогом которого стал доклад объемом в 3700 страниц. Авторы доклада ― директор компании Вильям Лоутон и аналитик Крис Лант ― считают переход к платным, аккредитованным программам основным трендом развития массовых открытых электронных курсов (MOOCs), которые уже нельзя рассматривать в отрыве от вопросов стратегического планирования, инвестиционных вложений, доходов, работы и т. д.
Активное использование этих курсов позволяет говорить об изменении системы высшего образования: пролонгация влияния вузовского обучения вкупе с сокращением штатов и одновременным увеличением числа студентов. Заманчивое предложение, не правда ли? Для государства, где наблюдается диспропорция спроса и предложения, такая ситуация будет явно на руку. Но что в Индии хорошо, то в академическом сообществе других странах будет вызывать большой дискомфорт.
По мнению Лоутона и Ланта, инновации в смешанное и фрагментированное обучение позволят учебным заведениям в будущем неплохо заработать и на голову опередить конкурентов, делающих ставку лишь на очном формате. У «очников» будет меньше ресурсов для своего дальнейшего развития, к тому же на них будет возрастать прессинг в связи с необходимостью уменьшить расходы, используя Всемирную паутину в качестве средства распространения информации. А что же такое фрагментированное обучение? По мнению авторов доклада, основа данной модели ― достижение постоянной релевантности. Другими словами, преподавание следует привязать к исследованиям, а лабораторную работу подвергнуть критическому анализу.
Докладчики не обошли своим вниманием и массовый курс, опубликованный в прошлом августе самой компанией Observatory. Помимо этих комментариев в исследовании подробно обсуждается процесс вовлечения таких курсов в академическую среду не только американских, но и европейских, и австралийских университетов. Несмотря на это авторы сетуют на недостаточность сведений о развитии E-learning в разных странах. Упомянутые блоггерами сведения о курсах и информация, представленная в СМИ, не содержат ни данных, ни комментариев, чтобы ответить на вопрос о местонахождении и принадлежности студентов, заинтересованности их в получении аккредитации и т.д.
Лоутон и Лант в своем исследовании поднимают вопросы долгосрочного вхождения сертифицированных MOOCs в формальную систему университетской аккредитации, а также обсуждают нынешнее расширение сотрудничества трех основных провайдеров курсов (Coursera, Udacity и edX) со всё большим количеством университетов.
Авторы доклада склоняются к мысли, что массовые открытые курсы для университетов не столько инструмент для расширения доступа к обучению, сколько один из способов опередить конкурентов при помощи новой бизнес-модели.
Компания Coursera является ярким примером быстрого распространения массовых открытых курсов. Лоутон и Лант приводят красноречивые сведения: в августе 2012 года эта компания имела около миллиона подписанных студентов и сотрудничала с 19 университетами. К декабрю 2013 года количество подписчиков увеличилось вдвое, а на начало 2014 года составило около двух миллионов трехсот человек. Таким образом, еженедельный прирост составил 70 тысяч подписчиков.
Октябрь 2012 года ознаменовался для Coursera заключением лицензионного соглашения с частным некоммерческим Антиохским Университетом. Это позволило студентам Антиохского Университета получить доступ к массовым курсам Coursera, поставляемым университетами Пенсильвании и Дьюк. Помимо этого партнерами компании являются еще 33 университета, а на ее сайте размещены свыше двухсот курсов. Эта сделка описывается авторами доклада в качестве одного из первых примеров интеграции MOOC в формальное расписание с целью снижения стоимости обучения.
На момент опубликования доклада компания Udacity, в отличие от Coursera, не имела партнерских отношений с университетами. Однако по истечении пяти месяцев было объявлено об установлении сотрудничества с Государственным Университетом Сан-Хосе. Udacity обязалась предоставить несколько курсов вступительного (вводного) характера по алгебре и статистике. Как отмечается в последней версии доклада, правительство штата Калифорния выступило с инициативой такого партнерства. Это было вызвано недостаточным уровнем знаний выпускников вузов и абитуриентов, 50 % из которых, поступая в калифорнийские вузы, не смогли пройти вступительных испытаний по математике и английскому языку. Всего сто пятьдесят долларов за курс, содержащий видеоматериалы и интерактивные задачи, придется заплатить студентам в университетах и местных колледжах.
Авторы доклада уделили пристальное внимание и третьему из главных провайдеров ― компании edX. Несмотря на активное сотрудничество с американскими университетами данная компания, в силу своего некоммерческого характера, сталкивается совсем с другими трудностями, нежели ее коммерческие конкуренты. В планах компании edX по состоянию на октябрь 2012 года главным пунктом стояла цель стратегического партнерства по вопросам аккредитации с университетами штата Техас. А ведь это ни много ни мало ― пятнадцать вузов со 190 тысячами студентов.
По мнению Лоутона и Ланта, перед университетом стоит амбициозная цель ― разработать и внедрить собственные массовые открытые электронные курсы, которые смогли бы пройти все полагающиеся процессы утверждения. В конечном итоге это привлечет большее число студентов, жаждущих получить достойное образование, но с меньшими временными и финансовыми затратами. Платишь 10 тысяч долларов ― и диплом бакалавра у тебя в кармане! Особенностью таких курсов является их вводный характер. Они будут доступны для всех желающих получить диплом, но студентам, уже обучающимся в вузах Техаса, придется раскошелиться на приобретение соответствующей сертификации.