Перспективы дистанционного обучения
С целью выяснения тенденций, существующих в применении корпоративного дистанционного обучения, французская компания ELMG провела опрос среди подписчиков журнала «E-learning», среди которых превалировали представители государственного и корпоративного секторов США. По результатам исследования выяснилось, что доля ДО в обучении сотрудников корпоративного сектора составляет более 52%, а в государственном секторе ― 43%. При этом организации корпоративного сектора, ведущие обучение в отдельно взятой административной единице, составляют 21%, в пределах нескольких ― 38%, по всему миру ― 41%. Для сравнения: соотношение организаций государственного сектора составляет (при тех же критериях) 34%, 36% и 30% соответственно. Давайте более подробно рассмотрим, какие же дистанционные учебные технологии предпочитают применять компании государственного и частного секторов экономики для обучения своих сотрудников. Для повышения эффективности своей деятельности частные корпорации предпочитают идти в ногу со временем. Как показали все те же исследования, корпоративный сектор делает ставку на мобильное обучение и электронные интерактивные игры. Кроме того, возросло применение инструментов быстрой разработки обучающего контента и социальных сетей (особенно в части применения неформального обучения). На сегодняшний день частные компании все более охотно используют готовый учебный контент, а также среды для совместной работы и разработки учебного контента. Если попытаться выделить пятерку лидеров среди учебных технологий, используемых для дистанционного обучения в корпоративном блоке, то она будет выглядеть примерно так: инструменты для разработки электронного обучения, инструменты для тестирования и проведения оценки, технологии создания и сопровождения веб-конференций, инструменты для быстрой разработки контента, готовый контент от сторонних разработчиков. Именно в развитие этих технологий представители частного сектора вкладывают наибольшие средства. Планы же на будущее развитие дистанционного обучения у корпораций несколько иные. Лидером в этом случае все так же остаются технологии для разработки электронного обучения, затем руководство корпораций единодушно планирует развивать мобильное обучение, а также вики-проекты, блоги, форумы, корпоративные (и не очень) социальные сети и виртуальные классы. Дистанционное обучение в государственном секторе экономики идет несколько по иному пути развития. Но и тут первое место занимают инструменты для разработки дистанционного обучения. Однако особенности функционирования государственного сектора ставят с ними в один ряд технологии для проведения веб-конференций и семинаров. Вплотную за ними идут инструменты для создания и проведения презентаций, готовый контент и обучающие порталы. Что же касается планов на дальнейшее финансирование, то приоритеты тут расположились следующим образом: инструменты для создания электронного обучения, готовый контент, технологии для проведения конференций, инструменты для оперативной разработки учебного контента. Как видно из вышеописанного, руководство частного сектора делает ставку на мобильно-игровое и неформальное обучение, а государственный сектор, как всегда, предпочитает командно-иерархическую и дисциплинарную структуру. Если сравнить обучение сотрудников государственного и коммерческого секторов, то можно выделить следующие различия: Государственный сектор делает больший акцент на поставку обучения для всего предприятия, тогда как в корпоративной среде обучением охвачено только 44% опрашиваемых. Государственный сектор в большей степени делает упор на поставляемый контент, в то время как частный сектор активно внедряет поставки обучения на рабочем месте, мобильные технологии и социальное обучение. Корпорации активно используют облачные технологии, а госпредприятия ― видео-технологии и инструменты быстрой разработки. Доля дистанционного обучения в корпоративном секторе составляет 52,4% всего обучения. Госсектор же может похвастаться всего лишь цифрой в 43%. На сегодняшний день 75% участников корпоративного сектора применяют технологии для проведения конференций, а 14% планируют к ним присоединиться. В госсекторе эти показатели составляют 66% и 17% соответственно. Виртуальные классы и лаборатории используются 45% субъектов корпоративного сектора, в то время как в госсекторе всего лишь 34% организаций используют этот инструмент обучения. Виртуальные игровые миры для обучения используются 4% субъектов корпоративного сектора. Госсектор же имеет в своем активе только 3% таких субъектов. Параллельно с уже описанными исследованиями компания «ELMG» опубликовала данные о все возрастающем интересе к системам управления обучением, контентом и талантами со стороны компаний обоих секторов. Так, например, те компании, которые уже активно используют LMS, в будущем планируют закупать новые системы подобного типа, а те компании, которые еще не использовали указанные системы, планируют это сделать в ближайшее время. При этом 45% всех субъектов, которые используют LMS, осуществляют их поддержку собственными серверами, 41% ― использует облачные технологии, а 12% ― применяют платформы, доступные для всех желающих. Каждый субъект хозяйствования, приобретая в свое пользование какую-либо из систем обучения, желает, чтобы они обладали как можно большим набором возможностей и функций. Например: мониторинг прохождения дистанционных курсов; возможность оценки полученных слушателями знаний; интегрированная возможность ведения отчетности; возможность предоставления обучения по требованию; инструменты web 2.0; возможность анализировать результаты и выявлять пробелы в образовании. Годовые затраты среднестатистической компании частного сектора на корпоративное обучение составляют 4,104 млн. долларов. Доля дистанционного обучения в них составляет 30-35%. Причем представлено оно не только классическим ДО, но и смешанными его видами. При этом такое обучение в основном используется при наличии у компании филиалов в соседних административных единицах или за пределами страны. Госсектор тратит на инвестиции во внутреннее обучение в среднем 14,6 млн. долларов. Доля дистанционного обучения ― 58%. Обучение ведется в основном в пределах сразу нескольких административных единиц, и совсем небольшая доля ― за пределами страны.Технологии дистанционного обучения: вкусы и предпочтения
Различия между корпоративным и государственным дистанционным обучением
Системы управления обучением, контентом и талантами
Инвестиции в технологии дистанционного обучения