Перспективы дистанционного обучения

Перспективы дистанционного обучения

С целью выяснения тенденций, существующих в применении корпоративного дистанционного обучения, французская компания ELMG провела опрос среди подписчиков журнала «E-learning», среди которых превалировали представители государственного и корпоративного секторов США.

По результатам исследования выяснилось, что доля ДО в обучении сотрудников корпоративного сектора составляет более 52%, а в государственном секторе  ― 43%. При этом организации корпоративного сектора, ведущие обучение в отдельно взятой административной единице, составляют 21%, в пределах нескольких ― 38%, по всему миру ― 41%. Для сравнения: соотношение организаций государственного сектора составляет (при тех же критериях) 34%, 36% и 30% соответственно. Давайте более подробно рассмотрим, какие же дистанционные учебные технологии предпочитают применять компании государственного и частного секторов экономики для обучения своих сотрудников.

Технологии дистанционного обучения: вкусы и предпочтения

Для повышения эффективности своей деятельности частные корпорации предпочитают идти в ногу со временем. Как показали все те же исследования, корпоративный сектор делает ставку на мобильное обучение и электронные интерактивные игры. Кроме того, возросло применение инструментов быстрой разработки обучающего контента и социальных сетей (особенно в части применения неформального обучения). На сегодняшний день частные компании все более охотно используют готовый учебный контент, а также среды для совместной работы и разработки учебного контента.

Если попытаться выделить пятерку лидеров среди учебных технологий, используемых для дистанционного обучения в корпоративном блоке, то она будет выглядеть примерно так:

  1. инструменты для разработки электронного обучения,

  2. инструменты для тестирования и проведения оценки,

  3. технологии создания и сопровождения веб-конференций,

  4. инструменты для быстрой разработки контента,

  5. готовый контент от сторонних разработчиков.

Именно в развитие этих технологий представители частного сектора вкладывают наибольшие средства. Планы же на будущее развитие дистанционного обучения у корпораций несколько иные. Лидером в этом случае все так же остаются технологии для разработки электронного обучения, затем руководство корпораций единодушно планирует развивать мобильное обучение, а также вики-проекты, блоги, форумы, корпоративные (и не очень) социальные сети и виртуальные классы.

Дистанционное обучение в государственном секторе экономики идет несколько по иному пути развития. Но и тут первое место занимают инструменты для разработки дистанционного обучения. Однако особенности функционирования государственного сектора ставят с ними в один ряд технологии для проведения веб-конференций и семинаров. Вплотную за ними идут инструменты для создания и проведения презентаций, готовый контент и обучающие порталы. Что же касается планов на дальнейшее финансирование, то приоритеты тут расположились следующим образом:

  1. инструменты для создания электронного обучения,

  2. готовый контент,

  3. технологии для проведения конференций,

  4. инструменты для оперативной разработки учебного контента.

Как видно из вышеописанного, руководство частного сектора делает ставку на мобильно-игровое и неформальное обучение, а государственный сектор, как всегда, предпочитает командно-иерархическую и дисциплинарную структуру.

Различия между корпоративным и государственным дистанционным обучением

Если сравнить обучение сотрудников государственного и коммерческого секторов, то можно выделить следующие различия:

  • Государственный сектор делает больший акцент на поставку обучения для всего предприятия, тогда как в корпоративной среде обучением охвачено только 44% опрашиваемых.

  • Государственный сектор в большей степени делает упор на поставляемый контент, в то время как частный сектор активно внедряет поставки обучения на рабочем месте, мобильные технологии и социальное обучение.

  • Корпорации активно используют облачные технологии, а госпредприятия ― видео-технологии и инструменты быстрой разработки.

  • Доля дистанционного обучения в корпоративном секторе составляет 52,4% всего обучения. Госсектор же может похвастаться всего лишь цифрой в 43%.

  • На сегодняшний день 75% участников корпоративного сектора применяют технологии для проведения конференций, а 14% планируют к ним присоединиться. В госсекторе эти показатели составляют 66% и 17% соответственно.

  • Виртуальные классы и лаборатории используются 45% субъектов корпоративного сектора, в то время как в госсекторе всего лишь 34% организаций используют этот инструмент обучения.

  • Виртуальные игровые миры для обучения используются 4% субъектов корпоративного сектора. Госсектор же имеет в своем активе только 3% таких субъектов.

Системы управления обучением, контентом и талантами

Параллельно с уже описанными исследованиями компания «ELMG» опубликовала данные о все возрастающем интересе к системам управления обучением, контентом и талантами со стороны компаний обоих секторов. Так, например, те компании, которые уже активно используют LMS, в будущем планируют закупать новые системы подобного типа, а те компании, которые еще не использовали указанные системы, планируют это сделать в ближайшее время. При этом 45% всех субъектов, которые используют LMS, осуществляют их поддержку собственными серверами, 41% ― использует облачные технологии, а 12% ― применяют платформы, доступные для всех желающих.

Каждый субъект хозяйствования, приобретая в свое пользование какую-либо из систем обучения, желает, чтобы они обладали как можно большим набором возможностей и функций. Например:

  • мониторинг прохождения дистанционных курсов;

  • возможность оценки полученных слушателями знаний;

  • интегрированная возможность ведения отчетности;

  • возможность предоставления обучения по требованию;

  • инструменты web 2.0;

  • возможность анализировать результаты и выявлять пробелы в образовании.

Инвестиции в технологии дистанционного обучения

Годовые затраты среднестатистической компании частного сектора на корпоративное обучение составляют 4,104 млн. долларов. Доля дистанционного обучения в них составляет 30-35%. Причем представлено оно не только классическим ДО, но и смешанными его видами. При этом такое обучение в основном используется при наличии у компании филиалов в соседних административных единицах или за пределами страны.

Госсектор тратит на инвестиции во внутреннее обучение в среднем 14,6 млн. долларов. Доля дистанционного обучения ― 58%. Обучение ведется в основном в пределах сразу нескольких административных единиц, и совсем небольшая доля ― за пределами страны.

27.09.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.