Симуляции в дистанционном обучении
Симуляция является одним из самых интересных методов электронного, в частности дистанционного, обучения. Она заключается в виртуальной имитации ситуаций, рассчитанных и режиссированных для конкретных целей обучения, например, для общения маркетолога с несколькими типами покупателей. Симуляция строится по жесткому сценарию. Подразумевается, что обучаемый должен, для успешного достижения поставленной цели, строго следовать определенным действиям. Во время прохождения симуляции обучаемый получает в режиме дистанционной обратной связи рекомендации, комментарии, промежуточные оценки, корректирующие указания и т. д., то есть, его мягко ведут к конечной цели – усвоению конкретного учебного материала.
Несмотря на то, что ситуация является виртуальной, обучение проходит на реальном опыте, в динамике, максимально приближенным к практике. Вот такое обучение, максимально приближенное к практике, считается самым эффективным.
Преимущества симуляции в организации учебного опыта заключаются в следующем:
-
Наилучший результат обучения достигается в случае, когда оно подчиняется соответствующему сценарию. Но дожидаться жизненной ситуации, при которой достигать конкретных целей с помощью определенных воздействий совершенно невозможно. Симуляция с блеском решает такие задачи.
-
Второе преимущество лежит в психологической плоскости. Внутри процесса симуляции обучаемый чувствует себя двояко. С одной стороны, он находится в безопасности, так как ошибки виртуального персонажа он с собой не отождествляет. С другой, все достижения и громкие победы он заслуженно присваивает себе.
Такое свойство симуляции выгодно отличается от другого популярного метода обучения – ролевых игр. Некоторые типы учащихся отдают предпочтение именно симуляции, а не ролевым играм, причем цели обучения могут быть одинаковыми при обоих способах.
Заслуживает внимания еще один момент. Виртуальная симуляция по своей сути является условной средой. Но, как ни странно, обучаемый ощущает себя в такой среде увереннее, естественнее и проще, чем в реальной обстановке, чувствуя наигранность и постановочность при участии в учебных играх вживую.
Практика показала, что симуляции наилучшим образом подходят для формирования и усвоения у обучаемых заданных компетенций, которые в дальнейшем легко применяются в реальной жизни.
Не в последнюю очередь популярность симуляций обязана бурному развитию современных компьютерных технологий. Графика в режиме HD позволяет делать потрясающие спецэффекты, высокая производительность процессоров обеспечивает реализацию сценариев сколь угодно сложных виртуальных сред. Да и просто посмотреть живописные картинки на экране монитора многим доставляет эстетическое удовольствие.
Но техническая сторона в процессе симуляции только половина дела. Самые красочные картинки могут оказаться смертельно скучными для учеников без интересного и полезного учебного сценария. Поэтому очень важна роль разработчиков контента и его сопровождения, наличие у них мастерства и таланта.
Остановимся на особенностях учебных симуляций:
Простейшим вариантом симуляция является линейный сценарий, при котором обучаемый последовательно отвечает на вопросы из предложенных вариантов и доходит до конца симуляции. В настоящее время такие варианты практически не используются. Сейчас симуляции представляют собой увлекательные приключения с лихо закрученным сюжетом, непредсказуемыми поворотами и альтернативными продолжениями и линиями развития, которые зависят от выбора и действий пользователя.
Качественные симуляции отличаются наличием нескольких каналов обратной связи, например, со службой техподдержки, реакции виртуальных игроков на действия пользователя, изменения обстановки в зависимости от уровня выполненных промежуточных заданий и т. д.
Количество учебных ситуаций в симуляторе и сложность изложения материала ограничивается лишь фантазией разработчиков. Причем обучаемым не удастся просто отсидеться на время занятия – они просто вынуждены будут включиться в работу, поскольку в отчетность попадает деятельность каждого ученика.
В сценариях симуляторов могут быть прописаны ситуации, которые могут случиться в реальной жизни. Более того, можно придумать такие гипотетические сцены, которые вряд ли смогут случиться в реале, но, безусловно, значительно повысят компетенции обучаемого персонала. Для стимулирования и поддержки интереса учащихся, симуляция проходит в виде многоуровневой игры, а в конце выставляется оценка и резюме, согласно результатам симуляции.
Симуляции содержат в себе преимущества, присущие дистанционному обучению любого типа. Гибкость, большое количество учеников, значительное снижение затрат на обучение, нивелирование сложностей и т. д. – неоспоримые выгоды, благодаря которым симуляции в настоящий момент являются самыми перспективными подходами к современному электронному/дистанционному обучению.
25.09.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Физическая культура и воспитание |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Второе высшее
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Магистратура
|
Делопроизводство. Секретариат |
Профпереподготовка
|
Строительство. Архитектура |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Машиностроение. Транспорт |
Повышение квалификации
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Колледж
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Коррекционная педагогика в начальном образовании |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Педагогика дополнительного образования (в области туристско-краеведческой деятельности) |
Дополнительная общеобразовательная программа
|
Строительство. Архитектура |
Профобучение
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Делопроизводство. Секретариат |