Модели и критерии, описывающие хорошие «Серьезные игры»

Модели и критерии, описывающие хорошие «Серьезные игры»

К настоящему моменту разработано несколько моделей, определяющих, каким критериям должны соответствовать серьезные игры для целей обучения, в том числе и дистанционного.

В модели GFLI (Games for Learning Institute) выделены следующие аспекты:

- соответствие общим образовательным принципам;
- удобство применения;
- системная интеграция обучающих и игровых методов;
- техническая применимость для дистанционного обучения.

В модели RETAIN (Relevance, Transfer, Adaption, Immersion, Naturalisation) сделан акцент на следующие критерии:

  • согласованность – учебное содержание самой игры должно соответствовать игровому сюжету, конечному результату, индивидуальному стилю игрока и другим подобным параметрам;
  • релевантность – учебные материалы соответствуют потребностям учащихся, они базируются на существующих знаниях и навыках и взаимосвязаны между собой;
  • адаптация – в процессе игры/обучения должно меняться поведение учеников;
  • переносимость – учитываются знания и навыки игрока в других сферах, а также применение усвоенных знаний в реале;
  • осуществление – усвоенная во время игры информация легко используется в реальности;
  • погружение – полная или близко к этому вовлеченность в процесс игры.

Существует и четырехмерная модель (Sara de Freitas, Martin Oliver). Она включает в себя структуру взаимозависимых показателей, описывающих выбор верного содержания и программного обеспечения в игре с учетом учебного контента. Здесь учитываются 4 аспекта:

1.  Контекст.

Место и время обучения в связке с глобальными экономическими и политическими факторами. Здесь же учитываются стоимость лицензии и квалификация преподавательского состава.

2.  Способ представления.

Оценивается уровень погружения, рефлексия игры в целом, уровень интерактивности.

3.  Особенности учеников.

Уровень имеющихся знаний, предрасположенность к групповым или индивидуальным занятиям, желательный стиль обучения – на основе этой информации выбирается конкретный метод обучения.

4.  Педагогические принципы.

Подготовка учебных планов на основе выбранных моделей обучения.

Взаимосвязь этих аспектов показана на рисунке.

Чрезвычайно важно соблюдать в серьезных играх оптимальное соотношение игровых, педагогических и реалистических компонентов. По мнению Хартвельда (Harteveld), в серьезной игре должны присутствовать следующие атрибуты:

Педагогика

  • оптимальная ресурсонасыщенность;
  • опыт;
  • принцип пошагового прохождения;
  • элементы исследования.

Игровые компоненты

  • непредсказуемость;
  • гармоничность;
  • интерактивность;
  • погружение;
  • разбивка процесса игры на потоки (последовательные или параллельные).

Реальность

  • разбивка на целевые группы;
  • определение целей обучения;
  • клиенты;
  • реальные вызовы;
  • клиентоориентированность;
  • организация.

Аспект педагогики ставит во главу угла принцип рефлексии, к чему должна побуждать сама игра. Ученики должны не только читать текст, но и переживать процесс обучения, быть в активном действии во время всей длительности сценария. Оптимальная ресурсонасыщенность подразумевает такой процесс обучения, при котором ученик получат столько информации, сколько он может усвоить за единицу учебного времени. Пошаговый принцип обучения также очень важен для правильного усвоения материала.

Игровой мир, облаченный в обучающую оболочку, должен быть гармоничным и цельным. Безусловно необходим принцип непредсказуемости, случайности, что превратит игру в увлекательное и захватывающее действо.

Принцип интерактивности в игре приведет к тому, что каждое решение ученика соответствует конкретному результату. Если прибавить сюда обратную связь, то это заметно повысит ответственность игрока за свои действия. Все игровые процессы должны соблюдать принцип непрерывности и связности и, при этом, не допускать в принципе невыполнимых заданий.

Элементы реальности стоят здесь особняком и во многом зависят от контента. Главная особенность реальности – как можно более точно определить цели обучения и сделать их максимально понятными для учеников. Игровой вызов означает, что все задания должны быть последовательно изучены, в противном случае игровой (учебный) процесс остановится. Если игра будет отражать реальные условия, окружающие ученика, его интерес к игровому процессу заметно возрастет.

Заключение

Нет сомнения, что у серьезных игр большой обучающий потенциал. Рамки обучения также практически не имеют границ. В настоящее время их широкое применение ограничено отсутствием эффективных методик создания и применения в сфере образования. Понемногу ситуация стала исправляться и в скором времени должна наладится разработка методологий и производство эффективных серьезных игр.

19.09.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.