Мотивация и структура - два кита дистанционных курсов

Мотивация и структура ― два кита дистанционных курсов

Одним из важных элементов дистанционного обучения является мотивация. При ее отсутствии даже самый усидчивый человек вряд ли осилит полный дистанционный курс. Частично мотивация является элементом самого курса и может служить одним из показателей его качества. Вторая часть мотивации лежит за пределами курса и является организационной. Качественный курс не должен быть для студента скучным или простым. Вот почему большинство серьезных дистанционных школ практикуют индивидуальное обучение. Так, например, компания «АкатемияАйТи» практикует такой порядок. До начала обучения абитуриент сдает тест, по результатам которого и строится его личный курс обучения. Темы, которые человек уже хорошо знает, исключаются; акцент делается на тех моментах, в которых будущий студент слаб. Иными словами, такой курс обучения становится не просто инструментом повышения квалификации, а элементом осмысленной практики. Кроме того, весь курс остается в свободном доступе. При необходимости студент может легко обратиться к тем элементам, которые были исключены по результатам теста. Индивидуальный курс предусматривает возможность повторного прохождения по следующей схеме: предварительная оценка знаний ― обучение ― оценка знаний ― скорректированный курс ― оценка ― и т.д. до полного усвоения знаний.

Второй важный элемент ― построение самого курса ДО. Мировая практика насчитывает огромное количество примеров неудачного применения дистанта. Классический пример: лекции преподавателей высокого уровня предоставляются студентам просто в виде электронных конспектов. Качественный дистанционный курс должен быть структурирован таким образом, чтобы ученику не пришлось извлекать крупицы драгоценного для себя знания из огромной кучи,в общем-то, полезных лекций на заданную тему. Для того чтобы эффективно организовать курс, разработчику для начала необходимо определить понятие «объект обучения». Под данным термином понимают некую законченную мысль из общей концепции заданной темы, иными словами, условную единицу знаний (их минимальный блок). Определив этот объект, разработчик может разбить курс на отдельные элементы, по которым студент может задавать вопросы и ориентироваться в пределах отдельно взятого курса. По окончании курса из этих вопросов можно сформировать тест для итогового экзамена. Исходя из вышеизложенного, примерная структура эффективного курса такова: условные единицы знаний объединяются в блок (урок), на изучение которого студент будет тратить не более 45 минут. Такой урок обязательно должен подводить промежуточный итог и давать оценку уровня усвоения знаний. Несколько таких уроков объединяются в темы, а те, в свою очередь, ― в сам курс. Каждый уровень такой структуры должен включать в себя ключевые точки.

В общем, любой курс должен состоять из трех элементов: задача, обучение и оценка. Если курс не содержит четкой задачи и не дает возможности проверить полученные знания, то обучение теряет всякий смысл,что влечет за собой потерю мотивации и снижение посещаемости. По мнению сотрудников компании «Академия АйТи», большинство предлагаемых курсов дистанционного обучения не содержат четко поставленных целей на каждом этапе обучения. Как только студент понимает, что он просто забивает себе голову набором мертвых знаний, он быстро теряет интерес к обучению и бросает курс на полпути. Если же при прохождении курса студенту быстро и доходчиво излагают законченные мысли, то он на подсознательном уровне ощущает прогресс в обучении и стремится учиться дальше. Последовательное прохождение четко структурированных элементов курса с постоянной оценкой усвоения знаний позволяет поддерживать постоянный интерес у обучаемого и помогает ему эффективно усвоить курс.

«Утечка мозгов»

У грамотно составленного, а значит и эффективного курса есть и негативная сторона медали. Это утечка кадров. Повысив свою компетенцию, сотрудник увеличивает свою ценность как специалиста на рынке труда. Отсутствие должной мотивации в компаниивынуждает обученного сотрудника искать место, где его новые знания будут должным образом оценены, и, как правило, очень скоро такое место находит. Оставшейся ни с чем компании снова приходится тратить время и средства на обучение нового сотрудника, который, при аналогичном отношении со стороны руководства, наверняка пойдет по стопам своего предшественника. Этот замкнутый круг можно разорвать с помощью специальной корпоративной системы тестирования специалистов. Такая система имеет свои неоспоримые преимущества:

  1. Осуществляется более точный подбор сотрудников.
  2. Благодаря системе тестирования сотруднику легче подобрать соответствующее ему рабочее место и провести его адаптацию в компании.
  3. Осуществление более точной аттестации специалиста, что должно быть неразрывно связано с мотивационными процессами.

Как известно, на каждую должность в любой компании есть уровни квалификации или разряды. Одним из вариантов удержания работников внутри компании является разработка системы сертификатов на каждую должность с учетом специфики организации, выдаваемых по результатам тестирования. Данные сертификаты будут непосредственно влиять на уровень материального стимулирования каждого сотрудника, а ценность иметь только в стенах компании. Таким нехитрым образом система дистанционного обучения косвенно способствует удержанию людей в компании, так как корпоративное ДО работает не на рынок труда, а на компанию. 

18.07.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.