Веб-квесты - увлекательный формат ДО
Неотъемлемой составляющей частью дистанционного образования является использование на протяжении всего учебного процесса компьютерных информационных технологий. Как известно, появление новых ресурсов порождает новые виды деятельности, которые эти ресурсы используют. Создавая надежную систему компьютерной связи по заказу министерства обороны США, разработчики и думать не могли, что в будущем их творение распространится по всему миру и, тем более, станет использоваться для получения образования. Почему бы и нет? Интернет соответствует всем требованиям, предъявляемым к техническим средствам обучения, следовательно, необходимо раскрыть весь его потенциал и максимально использовать в системе образования.
Использование интернета в учебном процессе давно доказало свою эффективность. Он не только используется в качестве средства связи и предоставления информации при ДО, но и находит применение студентами-дистанционниками в собственной проектной деятельности. Так, например, широкое применение в дистанционном учебном процессе получил метод веб-квестов. Эта довольно эффективная методика использования интернет-ресурсов в рамках одного урока была разработана еще в 1995 году в США.
Существует два вида веб-квестов:
- Кратковременный ― разрабатывается для приобретения новых знаний, навыков и умений.
- Долговременный ― используется для повышения квалификации и компетентности в каком-либо вопросе.
Независимо от вида веб-квест имеет вот такую примерную структуру:
- Вступление. Преподаватель или сами студенты четко расписывают последовательность действий, главные роли участников, план работы. При этом преподаватель проводит со студентами обширную подготовительную работу, разъясняя нюансы выбранной темы и освещая проблемные вопросы.
- Задание. Преподаватель четко и понятно формулирует интересное и выполнимое задание. Задание лучше всего подбирать таким образом, чтобы, работая над его выполнением,студенты расширяли или приобретали новые знания по данному вопросу. Если аудитория большая, то можно выбрать сразу несколько тем. Таким образом, студенты смогут выбрать задание себе по душе, а затем ознакомят с результатами его выполнения остальную аудиторию. Если одну тему выбирают сразу несколько студентов, то аудитория от этого только выиграет, так как выбранная проблема будет рассматриваться с разных точек зрения.
- Ход работы. На этом этапе каждый участник веб-квеста выполняет свою часть работы. Нахождение участников такого квеста в разных концах мира делает его выполнение увлекательным и интересным. Однако преподаватель должен учитывать разницу в особенностях менталитета, способах выполнения задания у разных студентов, поэтому краткое руководство по организации и предоставлении необходимой информации должно быть тщательно им прописано. На этом этапе студенты не только получают новые знания, но и учатся правильно отбирать необходимую информацию, анализировать ее, а полученные результаты представлять в компактном виде (веб-сайта, странички, буклета, слайд-шоу и т.д.).
- Заключение. Предоставление общего отчета и анализ результатов веб-квеста. Обычно он проводится в виде видеоконференции. Во время защиты своего проекта студент учится ответственности, самокритичности и умению излагать свою точку зрения.
Работа с веб-квестами ― один из увлекательнейших моментов дистанционного обучения. Выполняя такой квест, студент сам анализирует полученную информацию в ходе выполнения полученного домашнего задания, а затем защищает полученные выводы перед аудиторией. Таким образом, он не только получает новые знания по выбранной теме, но и приобретает необходимые навыки по ведению переговоров, презентаций, а также поиску и анализу информации.