Современное обучение. Вчера, сегодня, завтра.
Большинство из тех вещей, понятий или категорий, которые в нашей жизни кажутся чем-то обыденным, показались бы немыслимыми нашим далеким предкам. Человечество изобрело компьютер, электричество, осваивает космос и т.д. Существенно изменилось и обучение ― изменились принципы и методы классического обучения, появилось заочное и дистанционное обучение. Давайте попробуем опровергнуть какое-либо утверждение наших предков конкретными примерами.
Древнегреческий философ Анаксагор утверждал, что ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, а жизнь коротка. Рискнем не согласиться со второй частью его утверждения. Научиться можно многому, даже за относительно короткую человеческую жизнь, было бы желание. Можно было, как и во времена Анаксагора, можно и сейчас.
Как ни ругают многие бывший СССР, однако стоит признать, что советское образование было не только лучшим в мире, но и самым доступным. Среднюю школу в то время ты был просто обязан закончить. Чтобы обойти этот постулат, нужно было обладать завидным упорством или жить совсем уж в отдаленном ауле. Да и в институт поступить было не такой уж проблемой. В наше время далеко не каждый желающий учиться может добраться до крупного города, чтобы утолить свою жажду знаний (даже с рыбным обозом, как это сделал Ломоносов). В то же время развитие средств коммуникаций позволяет активно внедрять новый вид обучения ― дистанционное (далее ― ДО).
Что же такое ДО?
Начнем с того, что ДО обладает более широкими возможностями, чем классическое обучение. Для начала, ДО является по-настоящему общедоступным образованием. Для справки: популярное в СССР заочное обучение и современное дистанционное имеют очень много общих моментов. Например, и в том и в другом случае общение студента и преподавателя «с глазу на глаз» сведено к минимуму.
Главным же отличием современного ДО от заочного обучения в целом является следующее. Заочное образование ― это самостоятельное обучение в течение полугода. Студент видит преподавателей только во время сессии. При дистанционном обучении за каждым учащимся закреплен свой преподаватель, связаться с которым можно в любое время и в любой форме: почта (обычная и электронная), телефон, факс, скайп и т.д. Кроме того, каждому студенту, имеющему логин и пароль на обучающем сайте, постоянно открыт доступ к любой обучающей информации (без разницы закончил ли студент свое обучение или нет).
Хочу заняться ДО! Пусть меня научат!
Каким образом желающий обучаться дистанционно может это сделать? Очень просто. Изучив в интернете информацию о курсах, предлагаемых той или иной школой, условиях сдачи экзаменов, правилах регистрации и т. д. выбираете нужный курс. После этого регистрируетесь на выбранном портале и можете под своим логином и паролем входить в страну ДО. В качестве примера можно взять курсы английского языка «Английский online». Весь курс проводится только в режиме онлайн, начиная от регистрации и заканчивая виртуальным общением с носителем языка. Данный курс активно использует интерактив для развития всех языковых навыков: грамматический справочник, словарь идиом, языковые игры и другие (не менее интересные) задания.
Для более полного прояснения некоторых особенностей данной формы обучения лучше всего подойдет небольшой фрагмент дискуссии двух менеджеров, обсуждавших плюсы и минусы повышения квалификации с помощью ДО.
Василий (менеджер среднего звена крупной компании) спорит со своим оппонентом Анатолием (менеджером по работе с персоналом):
― Я не возражаю, учиться с помощью ДО намного легче, интереснее и комфортнее. Учишься когда захочешь и сколько захочешь. С одной стороны ― это хорошо, а с другой ― расхолаживает. Да и без ежедневного присмотра преподавателя у студентов пропадает желание учиться.
― Согласен. ДО ― более удобная и перспективная форма обучения. Она подстраивается под потребности и возможности каждого. Обучающийся может выбрать пять―восемь предметов в семестр, а может ― два или три. В последнем случае он будет учиться не 3―5 лет, а 6―8. Что же касается расхолаживания, то с уверенностью могу заявить, что учебная дисциплина при ДО гораздо строже, чем при классическом обучении.
― Многие студенты психологически не могут учиться без непосредственного аудиторного общения. Для эффективного обучения им просто необходимо видеть реакцию однокурсников и ощущать конкуренцию.
― Вполне возможно, для многих такая проблема существует. Порой бывает очень сложно заставить себя изучать трудный учебный материал. Особенно, когда выход из сложившейся ситуации прост: выключи компьютер и занимайся своими делами. Для этого и существует «персональный преподаватель», который не только специалист в своей области, но и хороший психолог, поддерживающий студента на протяжении всего периода обучения.
И напоследок я скажу…
Как говорил товарищ Бендер, «заграница нам поможет». Обязательно. И если не ресурсами, то хотя бы опытом. Хочется верить, что когда-нибудь корпоративное ДО станет таким же привычным и популярным в нашем регионе, каким становится сейчас индивидуальное ДО. Относительно же будущего всего дистанционного обучения можно сказать, что оно действительно «безоблачно и прекрасно». В поддержку этого утверждения можно привести сразу два (из множества существующих) довода:
- Любое цивилизованное и демократическое государство не имеет права лишать ни одного из своих граждан возможности получать образование. В данном случае, возможности ДО с лихвой могут удовлетворить сколь угодно большую потребность в образовании.
- Формирование единого мирового рынка требует от специалистов быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям. Конкурентов в сфере быстрой и качественной «переналадки» специалистов у ДО нет и не будет.