Знания со вкусом огурцов
Как известно, эффективность неформального обучения состоит в том, что человек получает знания в непринужденной обстановке, а это, в свою очередь, способствует быстрому усвоению информации. Источниками знанийдля такого вида обучения могут быть коллеги, знакомые, друзья и, конечно же, Его Величество Интернет. У неформального дистанционного обучения есть один существенный недостаток ― множество источников, содержащих довольно большой объем нужной и ненужной(?) информации.
Что же делать в таком случае?
Давайте поговорим об этом.
Рассмотрим вышеуказанную ситуацию на примере… огурцов. А если точнее ― их консервирования. Каждая хозяйка имеет в загашнике минимум один-два рецепта и «целый мешок» маленьких хитростей, используемых при консервации. Например, оптимальное количество соли, необходимое на трехлитровую банку, легко умещается в трех спичечных коробках. А немного «подгулявшие» огурцы после замачивания их в холодной воде на несколько часов снова станут свежими и готовыми к засолке.
Таких вот хитростей и придумок у каждой уважающей себя «королевы кухни» вагон и маленькая тележка. А рецепты ― это вообще тема для трех докторских и одной кандидатской. Если попробовать маринованные огурцы у разных хозяек, то вряд ли Вы найдете два совершенно одинаковых на вкус, цвет и запах овоща. А почему? Все просто: каждая хозяйка имеет в своем активе несколько собственных уникальных рецептов. Представляете, как было бы здорово, если бы была возможность собрать рецепты у всех хозяек мира и создать на их основе подробную базу данных. Открываешь такую базу ― и у тебя тут же появляется возможность «закатать» пару банок остреньких «тещиных огурчиков» или нежно-хрустящих «маминых». Ну,и конечно же, полбочонка малосольных «как готовит тетка жены лучшего друга»!
Хорошо. Но вопрос как раз таки в том, как систематизировать полученную информацию. Можно тренировать память и запоминать количество и размер листков смородины, последовательность помещения горошин перца в банку и т.д. ― вариант конечно хороший, но не слишком надежный. Второй вариант ― записывать рецепты в блокнот от руки, однако этот способ при современном развитии технологий теряет свою актуальность и привлекательность. Покупка огромной кулинарной книги с кучей картинок и местом для заметок в конце ― тоже хороший вариант, но современные хозяйки все чаще и чаще брезгливо морщатся, услышав такое предложение. Они предпочитают «погуглить» рецепты в интернете, получая в ответ на запрос тысячи ссылок на профессиональные и любительские кулинарные сайты с рисунками, фотографиями (и прочими элементами мультимедиа), а также советами и комментариями «коллег».
Каждый из вышеперечисленных способов по-своему хорош. Однако самым главным недостатком, объединяющим их все, является хаотичность, отсутствие гибкой структуры и логических связей между компонентами полученной информации. Процесс поиска, редактирования и запоминания информации сильно затруднен. К тому же такой процесс получения знаний сопряжен с дополнительными трудностями, такими как: покупка нового блокнота (так как старый уже распух от закладок и газетных вырезок), постоянное включение компьютера и подключение к интернету (а также отсев из полученного «вороха» ссылок ненужного мусора) и т.д. Это конечно не смертельно, однако требует затрат значительного количества свободного времени и сил.
ДКЗ
Вполне актуальный и вполне подходящий современному информационному обществу способ накопления, развития и передачи знаний при любомобучении, в том числе дистанционном неформальном, подразумевает формирование так называемой «динамической карты знаний» (ДКЗ). При использовании этого способа выполнение трех основных задач (накопление, трансформация и передача знаний) происходит комплексно. Давайте рассмотрим этот способ с точки зрения этимологии названия и на примере все тех же огурцов.
Почему все-таки карта? Очень просто. Структура организации информации при данном способе накопления знаний представляет собой многоуровневую схему с разделами, подразделами, ветвями и взаимосвязями. Лучше всего в данном случае подойдет термин «категоризация знаний». Он предполагает разграничение элементов получаемых знаний по различным категориям (где используется, как используется, когда используется и т.д.). Например, кулинарная книга тещи состоит из нескольких базовых разделов: «Супы», «Гарниры», «Компоты», «Выпечка», «Засолка овощей» и т.д. Далее, тот же раздел «Засолка овощей» включает в себя подразделы, названия которых идентичны овощам, «позволяющим» себя консервировать. Вернемся к подразделу «Огурцы» (который, собственно, нас и интересует). Эта ветка разделяется на всевозможные действия, которые можно сделать с огурцами: маринование, соление и т.д. Раз уж речь зашла о мариновании, то этот класс действий мы и будем рассматривать.
В этом «множество раз под» разделе теща собрала огромную кучу рецептов маринования огурцов, полученных ею из разных источников за всю жизнь. Каждый из рецептов, в свою очередь, делится на три категории:
- Ингредиенты: здесь описано все то, что ложится в банку.
- Технология: описывается алгоритм действий, необходимых для «правильных» огурцов.
- Техническая спецификация: все агрегаты и приспособления, участвующие в процессе (от бубна до ключа).
Таким образом, тещина линия по производству маринованных огурцов включает в себя несколько ключевых точек, связанных воедино и находящихся в индуктивной иерархии. При этом, категории «технология», «ингредиенты» и «техническая спецификация» ― отдельные узлы, никак не связанные между собой и включающие в себя строго определенный список действий и предметов, отступление от которого может привести к плачевному конечному результату.
Теперь поговорим о том, почему эту карту называют динамической. Собственно говоря, динамичность ― это одно из ключевых понятий данного способа структуризации и накопления знаний. Обычно такие карты составляются в электронном виде, и любой, кто имеет к ним доступ, может отредактировать ключевые точки, структуру и отдельные данные.
Преемственность ДКЗ ― одно из несомненных его достоинств. Как говорилось выше, к карте можно организовать доступ некоторым людям, которые смогут развивать ее, дополняя новой информацией. Так, например, теща передала свою кулинарную книгу дочери, которая поначалу была «обоснованным периферическим участником», читая рецепты и рассматривая картинки. По истечении некоторого времени дочь уже сама стала дополнять кулинарную книгу мамы, добавляя в нее новые ветки и исправляя ошибки в старых рецептах.
Таким образом, простые маринованные огурцы помогли нам рассмотреть довольно сложную технологию управления знаниями. Такой «карточный» подход практически повсеместно используется многими серьезными дистанционными бизнес-школами и «продвинутыми» менеджерами. Правильно сформированная ДКЗ увеличивает ценность полученных на выходе знаний при любых видах обучения.