Онлайн-образование: первые результаты канадских преподавателей
В нескольких школах Канады запущен новый интересный эксперимент: создана особая программа коллективного обучения в режиме онлайн. Инициаторами стала группа преподавателей, стремящаяся переделать современную систему образования под возможности XXI века.
Сегодня количество людей, задействованных в эксперименте, очень мало – пробуют подобные нововведения лишь единицы. Однако растущее число сайтов и обучающих программ заставляет многих преподавателей задумываться над тем, что новый подход разработать не только можно, но и нужно. В Сноу-Лейк, штат Мэн, уже используют современные способы, хотя и далеко не во всех школах. Здесь студентов обучают коллективным дистанционным методом.
Преподаватели за образование онлайн
На сегодняшний день достаточно и ярых сторонников дистанционного обучения и внедрения интернет-технологий и не менее решительно настроенных противников данного подхода. Однако те, кто отрицает новые идеи, вряд ли смогут отстоять свою точку зрения в обозримом будущем – уж очень удобными оказались современные методы, причём как для студентов, так и для самих преподавателей. Но всё же онлайн обучение находится лишь на стадии зарождения, поскольку в университетах, институтах и школах его пока используют очень редко.
Те преподаватели, которые хотят ускорить развитие данного процесса, решили взять инициативу в свои руки. Примером могут служить два учителя из Манитобы; их имена КларенсФишер и Дарен Куропатва. Они ведут активную жизнь в интернете, но не так, как это делает большинство людей, а иначе. Став блогерами, преподаватели:
- рьяно обсуждают все возможности, которые для них открывает интернет именно в плане обучения;
- находят и выкладывают всю информацию по данной теме, какая уже имеется в мире;
- ищут единомышленников, новые идеи и подходы;
- привлекают людей, заинтересованных в развитии данного направления.
Дарен Куропатва уже ведёт программу по собственной, особенной методике. Её студенты занимаются в компьютерном классе, где начало года ознаменовано тем, что каждый из них заводит собственный блог. Ученики выбирают вспомогательные инструменты онлайн – те, которые считают полезными для своих будущих занятий. Они создают резюме учебного дня, которые затем обсуждаются и комментируются сверстниками и преподавателем.
Куропатва работает над изменением и развитием курса, периодически добавляя в него картинки, таблицы, отчёты и даже комиксы, ведёт студентов новыми путями. Основное убеждение – то, что в таком режиме людям куда интереснее получать и усваивать информацию. Ведь в данном случае каждый может выразить публично своё мнение, и при этом не будет ограничен во времени – его будут читать и комментировать ещё долго, он может отстаивать свою точку зрения и этим лишь утверждать уже полученные знания. Главный критерий способа – интерес, которого так не хватает всем известным методикам.
В общем блоге каждой группы размещаются задания, темы лекций, там же студенты могут комментировать других или просить совета и помощи по учёбе.
Кларенс Фишер – тоже не просто теоретик, а самый настоящий практик своих убеждений. Она преподаёт в Сноу-Лейке, в школе маленького городка. Занятия направлены на то, чтобы выработать у учащихся глобальное видение, как выражается сама преподавательница. Здесь также есть собственный блог, один на всех, который не только создан для учеников данной школы, но и связывает их ещё с тремя учебными заведениями.
На блоге обучение умело совмещается с развлечениями. Учителя и студенты делятся друг с другом новыми открытиями и идеями, вопросами и сомнениями. Любой может вынести на обсуждение проблему, ему непонятную. Иногда проводятся видеоконференции. Такой подход позволяет студентам чувствовать себя частью одной дружной семьи.
Фишер является ярким примером заинтересованного в результатах своей работы преподавателя. Она заботится о том, чтобы каждый студент был услышан, и не только ею и классом, но и другими людьми. Фишер помогает им прокладывать дорогу в жизнь.
Некоторые критики говорят о том, что для внедрения подобных методик в образование понадобится новое программное обеспечение и долгая работа программистов. Но активисты-сторонники дистанционного общения и обучения считают, что эта задача может быть решена легко и быстро. Гораздо больше их интересует совершенствование способов донесения информации до студентов, и этим они поглощены полностью.
О чём говорят первые результаты?
В Манитобском Центре Учебных Технологий, расположенном в Виннипеге, у активистов данного направления есть единомышленники. Так, ассоциативный директор этого заведения Джордж Сименс отмечает, что уже есть положительные изменения, которые нельзя считать случайными. Резкие перемены и подъём успеваемости пришли как раз после внедрения новых методик.
Сименс отметил также, что, вероятно, эти преобразования в обучении в ближайшем будущем неизбежны. Просто потому, что жизнь нынешних учеников во многом проходит как раз в виртуальном пространстве и им гораздо легче заниматься в таком формате, нежели штудировать учебники.
КвентинД’Соуза, учитель из Торонто, также обращает внимание на деятельность двух самоотверженных преподавателей. По его словам, идеи их замечательны, но для того, чтобы прогресс действительно пошёл, нужно, чтобы хотя бы от 10-15 % учителей была такая же отдача, чтобы больше людей проявляли заинтересованность.
Фишер же уверена, что у методик большое будущее. Она признаётся, что уже сейчас, в экспериментальном режиме, они получили просто сногсшибательные результаты, которые не могут остаться незамеченными другими образовательными учреждениями.