Мультимедиа в дистанционном обучении: создать и обезвредить

Мультимедиа в дистанционном обучении: создать и обезвредить

Создание качественного мультимедиа требует усилий различных специалистов, так как хороший результат в этом деле требует применения множества специализированных навыков. Так, например, для создания одного среднего проекта, включающего в себя сложное мультимедиа, требуются следующие специалисты:

  • Инструкционный дизайнер ― для формулирования цели (обычно с этой задачей справляется автор или заказчик проекта).
  • Web-дизайнер ― для создания информационной структуры проекта и размещения элементов мультимедиа.
  • Копирайтеры, рерайтеры или другие авторы― для создания контента.
  • Информационный дизайнер ― для структуризации контента.
  • Дизайнер интерфейсов ― для разработки привлекательной и удобной навигации.
  • Специалисты в области создания различных интерактивных элементов.
  • Специалисты по юзабилити, инфраструктуре и тестингу проекта.
  • Менеджер проекта ― для управления и грамотной организации работы всей этой группы специалистов. 

Разумеется, большинство из всех вышеперечисленных специалистов не всегда требуются для создания какого-либо проекта, однако во многих случаях знания в этих областях остаются востребованными. 

Мультимедиа и обучение: аспекты и нюансы

Как и в любой другой сфере, применение мультимедиа в дистанционном обучении имеет свои нюансы и аспекты. Давайте остановимся на некоторых из них.

  1. Многие думают, что применение большого количества элементов мультимедиа в обучении ― универсальный путь к повышению его эффективности. Это не так. При создании проекта ДО следует выбирать только те элементы мультимедиа, которые наиболее полно соответствуют поставленным задачам. Один фрагмент мультимедиа, хорошо выполненный и находящийся на своем месте, будет гораздо эффективнее, чем огромное количество плохо подобранного мультимедийного контента.
  2. Изначально обучающая среда ― это неизведанное пространство, поэтому мультимедиа должно помогать студентам в их обучении. Создавая обучающую среду, помните, что использование мультимедиа усложняет экранное восприятие информации. Поэтому использование множественного мультимедиа должно быть подчинено одной-единственной цели: концентрация внимания студентов на наиболее важной информации. Мультимедиа должно помогать обучающемуся точно просчитать свой следующий шаг и сделать выбор без возникновения ощущения искусственного ограничения собственных возможностей. Не стоит при создании мультимедийной навигации по обучающей среде придерживаться концепции «пошаговой стратегии», так как это не столько упростит студентам задачу, сколько заставит их испытывать чувство контроля над своими действиями.
  3. Любой, даже самый слабый студент, должен сориентироваться: где и на каком этапе обучения он находится и как попасть в нужный ему на данный момент раздел обучающей среды. Важным моментом в данном случае является необходимость создания обратной связи между студентом и преподавателем или поддержки по вопросам, связанным с интерфейсом и контентом. Эти вопросы должны рассматриваться в обязательном порядке, а по результатам рассмотрения ― вноситься соответствующие изменения.
  4. Эффективная обучающая среда должна иметь возможность опроса пользователей на предмет применения мультимедиа. Не сбивает ли его наличие студентов с толку? Является ли оно лишним в данном случае или, наоборот, прибавляет опыта. Обучающийся, в большинстве случаев, в состоянии сам определить: использовать ли ему дополнительные средства при обучении или изучить данную тему в текстовом формате. Такое решение проблемы будет гораздо удобнее и для студентов, и для поддержки, чем постоянное удаление не воспринимаемых пользователями мультимедиа.
  5. Еще одним важным вопросом при использовании мультимедиа в ДО является то, что работа с мультимедиа требует множественного восприятия, поэтому при добавлении в обучающую среду мультимедийных элементов необходимо учитывать эффективность их воздействия на людей со зрительными, слуховыми и другими нарушениями. 

Вместо заключения

Исследования влияния мультимедиа на эффективность ДО показали, что успех его применения не зависит от простого включения в контент множества его элементов. Решающую роль играет продуманное использование различных систем таким образом, чтобы в совокупности полезные свойства каждой из них максимизировали друг друга. Форм применения мультимедиа великое множество ― от исследовательских до игровых. Исходя из этого, заказчикам и разработчикам обучающей среды необходимо четко уяснить для себя, какой результат они хотят получить в конечном итоге, а уж потом выбирать хорошо разработанные элементы мультимедиа, четко соответствующие поставленным задачам и сочетающиеся друг с другом.

Проблемным моментом при разработке обучающей среды является непонимание различных профессиональных аспектов сторонами связки «заказчик-разработчик». Разработчики, воспринимая обучение как систему передачи информации, ограничивают повышение его эффективности при помощи средств мультимедиа, выстраивая систему манипулятивного обучения (основанного на систематических повторениях). Заказчики же, хоть и воспринимают обучение как систему построения знаний, не имеют четкого представления обо всех возможностях и способах применения мультимедиа. В результате такого незнания получается перегрузка студента и разочарование в предложенной системе обучения. Поэтому при создании эффективной среды обучения очень важно, чтобы в вышеуказанную команду входили специалисты, имеющие возможность четко и доходчиво объяснить друг другу, что одни могут, а другие хотят получить в конечном итоге.

12.05.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.