Исследование о различиях в восприятии информации по половому признаку

Исследование о различиях в восприятии информации по половому признаку

Впервые в вопроснике VARK появился пункт о половой принадлежности с подачи преподавателей – они решили, что, возможно, девушки и парни действительно существенно отличаются друг от друга в плане восприятия информации. После того, как результат совпал с ожиданиями, нужно провести более обширные исследования, дабы исключить вероятность случайного совпадения. Но пока это лишь в планах, зато экспериментаторы огласили не только выявленные различия, но и всю схему проведения опроса.

Как проходил VARK-опрос

Изначально были выбраны сами студенты – из двух старших курсов, каждый из которых изучал базовую лабораторную физиологию. Сам опросник был максимально прост – всего 13 вопросов, а также его доступность онлайн для всех. Студентам не приходилось специально задерживаться в университете, чтобы потратить много времени: лёгкость и быстрота заполнения сыграли важную роль: люди нашли каплю времени и ответили честно, а не проставляли ответы в спешке. Всего число принявших участие составило 86 человек.

На исследование было получено разрешение Департаментом внутреннего надзора университета, а именно комитетом по человеческим исследованиям. Это позволило преподавателям спокойно провести опрос, а студентам – не беспокоиться о возможных проблемах.

Само обучение этих студентов на тот момент проходило (впрочем, как и сейчас) по обычной схеме. Их всех объединил в опросе курс по физиологическим экспериментам, который они и проходили. В программе курса были постоянные краткие лекции, затем практическая работа в лаборатории и в конце отчёт.

Результаты, которые в итоге получили преподаватели и представили их коллегам и широкой общественности, были выведены в процентном соотношении. Ознакомиться с данными мог каждый желающий.

Результаты проведения опроса

Нужно сказать, что преподаватели Мичиганского университета не являются первопроходцами. Подобный опрос уже был проведён Лужан и Дикарло, хотя тогда исследование включало в себя только выявление стилей, которые предпочитают студенты. Участниками тогда стали первокурсники медицинской школы. Интересные выводы, которые заставили методистов задуматься: менее трети предпочитают обучаться только по одному из стилей, зато две трети были бы рады, если количество насчитывало бы 2 и более. При этом стандартное обучение обычно держится но одном основном способе подачи информации.

Проведённое в Мичигане исследование, хотя и преследовало подобные цели – определить свойственные каждому студенту стили обучения, - всё же хотело и большего, а именно – выявить половые различия в подходе к образованию. Что и удалось сделать, и вот некоторые любопытные факты:

  • Женщинам более свойственно хорошо воспринимать лишь один вид обучения – по крайней мере, большинству из них. Мужчины, напротив, часто выбирают 2 и более варианта.
  • Также мужчинам свойственно менять стиль в процессе. К примеру, студент может сначала использовать кинестетический метод, затем перейти к визуальному и всё это – внутри одной работы.

Для преподавателей и методистов такая информация очень важна, ведь она может стать стартовой площадкой для нового взлёта в области образования. Появились рассуждения о том, что при подтверждении результатов более обширными исследованиями будет необходимо всерьёз задуматься о новых разработках, о программах, которых пока нет – раздельных. Это позволило бы существенно облегчить студентам процесс запоминания и изучения, а также добиться более внушительных результатов в знаниях и навыках.

Даже если взять во внимание вышеуказанный пункт о том, что мужчинам нравится менять стили в процессе, становится ясно, что, если подстроить под них программу, женщинам это может показаться неудобным. Таких примеров можно привести множество.

Серьёзно относящиеся к своему делу преподаватели задумались над этим вопросом. Разработав новые программы обучения, можно было бы решить массу существующих современных проблем образования:

  • убедить многих педагогов вести занятия не только так, как они считают нужным, но и так, чтобы это было удобно для студента и хорошо им усваивалось;
  • разрабатывать индивидуальные стратегии обучения для отдельно взятых студентов, например, отстающих, в идеале – для всех;
  • активировать самих преподавателей, сделать их работу более творческой и интересной им самим;
  • в целом повысить уровень успеваемости учащихся, увеличить объём их знаний, улучшить качество навыков.

Сторонники новых разработок также отмечают, что, возможно, во многих случаях не придётся что-то кардинально менять и выкидывать целые куски из стандартных программ. В ряде случаев просто придётся дополнить обучение новыми вариантами: например, к слуховому восприятию добавить возможность визуального. Также иногда можно будет лишь подкорректировать курс или его часть – видеоурок, к примеру.

Перспективы

Нужно сказать, что и вопрос половых различий в восприятии информации и в обучении не является чем-то абсолютно новым. На эту тему уже проводились небольшие исследования, и даже написано довольно много литературы. Различие проявляется не только в стилях, но и во многих других областях. Уже не раз прослеживалось, что мужчины действуют и мыслят более обобщённо, охватывая проблему широко, целиком. В то время как женщины предпочитают её детализировать, разбирать по частям и лишь затем решать.

Ещё один интересный момент: мужчины ориентированы на скорый результат, а женщинам важнее качество. И это далеко не всё. Если почитать всерьёз эти работы, то можно быстро сообразить, что в целом эти две «стихии» прекрасно дополняли бы друг друга, к примеру, при совместном ведении бизнеса. Однако в обучении такой возможности нет, а потому приходится думать о том, как подстроиться под каждого.

Пока исследование, проведённое Мичиганским университетом, слишком мало для того, чтобы считаться серьёзным – требуется повторное и более обширное. Пока оно проводится в режиме онлайн среди пользователей, желающих принять в нём участие. Однако при любых результатах подобный вариант проведения опроса не сочтут достаточным. Необходимо новое исследование.

Однако это дело времени, а преподаватели и методисты университета уже сейчас уверены в своей правоте, а также в важности перемен в образовании. Единственное, что их пока останавливает (точнее, задерживает) – то, что общественность может негативно воспринять предложение обучать девушек и юношей отдельно. С этим действительно могут возникнуть проблемы, причём серьёзные. В остальном ни у кого сомнений нет – новый метод должен, как минимум, существенно улучшить результаты обучения у каждого ученика.

Взять хотя бы тех, кто стабильно отстаёт от заданной программы. Такие есть в каждом классе школы, в каждой группе университета. И далеко не всегда это люди, которые совсем не занимаются по программе – зачастую у них просто ничего не получается! А если в этом виноват не студент, а плохая подача информации?.. Новые разработки могли бы решить эту проблему.

05.05.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.