Влияние мультимедиа на эффективность дистанционного обучения

Влияние мультимедиа на эффективность дистанционного обучения

Как показала практика, эффективность дистанционной обучающей среды, включающей в себя мультимедийные элементы, зависит от следующих четырех факторов:

1. Отображение контента.
2. Наличие руководства (инструкции).
3. Наличие упражнений для усвоения и закрепления материала.
4. Наличие возможности оценить уровень усвоения пройденного материала для определения того, стоит ли повторить пройденное, или можно переходить к дальнейшему обучению.

Эти элементы могут использоваться как при классическом ДО, так и при смешанном обучении. Они с успехом могут быть реализованы в дистанционном обучении и без применения мультимедиа, однако последнее увеличивает их эффективность в разы. Сухой компьютерный текст с вкраплениями ссылок на дополнительную информацию был интересен и эффективно работал только во времена становления дистанционного обучения. Сейчас эффективность обучения достигается использованием мультимедийных элементов. Например, те же ссылки на дополнительную информацию могут быть выполнены в виде графической или видеоинформации. При таком подходе учащийся видит сразу, нужна ли ему эта ссылка.

Майер в своих исследованиях описывает, как использование мультимедиа влияет на запоминание и передачу информации. На основе представлений науки о мышлении и принципах работы кратковременной и долговременной памяти он предложил принципы такого влияния:

  1. Мультимедиа. Текст с иллюстрациями намного лучше воспринимается, чем простой текст.
  2. Пространственная связь. При обучении с использованием текста и иллюстраций наилучший вариант, когда коррелятивные текст и иллюстрации находятся рядом друг с другом.
  3.  Временная связь. Обучение с использованием текста и иллюстраций эффективнее, если коррелятивные текст и иллюстрации отображаются одновременно.
  4. Логичность. При обучении важно не перегрузить текст элементами мультимедиа.
  5. Модальность. При использовании анимации в обучении важно, чтобы она сопровождалась голосовой дорожкой, а не субтитрами.
  6. Избыточность. При использовании анимации при обучении, по возможности, не сопровождать ее голосовой дорожкой и субтитрами одновременно.
  7. Индивидуальные отличия. Эффективность всего вышеописанного возрастает сильнее, если использовать эти принципы при обучении студентов, получающих начальные знания и удаленных от центра обучения на довольно значительное расстояние. 

Мультимедиа также очень эффективно работает при повышении квалификации с использованием неформального обучения. Н. Лоуренс, изучая влияние мультимедиа на обучение, вывел следующие методики его использования в любой из форм дистанционного обучения:

  • Выбранный медиаформат должен по своим характеристикам лучше всего подходить под соответствующий контент (например, на базовом курсе физики всегда проще показать структуру атома графически, чем долго и нудно описывать, как она выглядит).
  • Используемые мультимедийные элементы должны расширять и поддерживать обучение, а не просто украшать сайт.
  • Мультимедийные элементы, используемые одновременно, должны поддерживать друг друга.
  • Вербальный и зрительный каналы должны помогать обучающимся интегрировать полученную информацию с уже имеющимися у них знаниями.
  • Использование мультимедиа будет эффективнее, если у студентов есть возможность манипулирования процессом.
  • Обучающий сайт должен предусматривать персонализацию и обратную связь для увеличения мотивации.
  • Мультимедиа должны вовлекать студентов в активный процесс обучения, а не просто выдавать на-гора информацию.
  • Оценка полученных знаний должна быть в том медиаформате, который был использован для предоставления информации. 

Итак, применение мультимедиа в педагогическом дизайне ― это не просто соединение нескольких медиаформатов с добавлением различных эффектов. Каждый из этих форматов должен раскрывать все свои преимущества и интегрироваться с другими таким образом, чтобы студенты могли эффективно использовать каждый из них в отдельности.

Давайте рассмотрим, как различные медиаформаты решают разные педагогические задачи:

  1. Навигация: ссылки, кнопки, карты сайтов, поиск, помощь и т.д.
  2.  Разъяснение, замечание, документ: всплывающий текст в виде комментария, объяснения или руководства.
  3. Модели, презентации или примеры: фото, диаграммы, скриншоты, схемы.
  4. Показ качественных и количественных соотношений: диаграммы, графики, карты концепций.
  5. Демонстрация изменений во времени: анимация, видео.
  6. Показ труднообъяснимых моментов: анимация, графика.
  7. Практическая работа: симуляторы. 

По мнению многих исследователей процессов интеграции мультимедиа в дистанционное обучение, новички для повышения своей квалификации выбирают более направленную среду обучения, в то время как «старожилы» предпочитают абстрагироваться от всего этого. Предоставление будущей аудитории права самим выбирать методы и стили обучения доставляет некоторые неудобства при создании дистанционного курса, однако бывает необходимым.

05.05.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.