Стили обучения и их значение для студентов и преподавателей

Стили обучения и их значение для студентов и преподавателей

И для слушателей, и для преподавателей информация о разных стилях обучения считается очень важной. Почему? Выделим только четыре основных причины.

Во-первых, при отличии стиля обучения преподавателя от стилей большинства его слушателей, ему срочно необходимо менять методику преподнесения учебного материала.

Во-вторых, преподавателю нужно глубоко разбираться в стилях обучения студентов, чтобы своевременно и соответствующим образом видоизменять свои методики подачи учебных материалов.

В-третьих, при знании такой информации преподаватели отчетливо видят разницу в подготовке и восприятия материала между учениками.

В-четвертых, слушатели, осведомленные о своем стиле обучения, более эффективно и качественно воспринимают материал и, соответственно, лучше учатся.

Давайте рассмотрим три методики, описывающие различные стили обучения.

1. Руководство по стилям обучения VARK

Авторскими правами на данную версию обладают американцы Грин Маунтайн и Чарльз К. Бонвелл (штат Колорадо), а также новозеландец Нейл Д. Флеминг (Кристчерч). Теория может быть применена при разработке методических программ обучения и для развития слушателей. Название VARK образовано из сокращений слов Visual (в переводе визуальный), Aural (переводится как слуховой), Read (читать) и Kinesthetic (в переводе тактильно-мышечный, кинестетический). Эти слова означают 4 основных режима восприятия информации. Основателями теории они были определены главными категориями ощущения учеников.

Визуальный режим (V)

Подразумевает предоставление преподавателем учебной информации не словами, а графическими изображениями. Предпочтение отдается тем материалам, которые отображены как диаграммы, рисунки, символические линии, графики, блок-схемы, круги, деревья и другие элементы.

Аудиторный (слуховой) режим (А)

Здесь предпочитается восприятие информации с помощью слуха. Слушатели такой модальности лучше обучаются с помощью прослушивания записанных уроков, на лекциях, семинарах, обычных разговорах о предмете, групповых дискуссиях и веб-чатах.

Режим записи или чтения (R)

Предпочтение отдается информации, отображенной в виде написанных слов. Построение традиционных академических методик было основано именно на этом режиме. Восприятие сдвинуто в сторону текстового ввода сведений. Освоение учебного материала базируется на записывании и прочитывании информации в любых современных формах.

Кинестетический режим (К)

Предпочтение отдается использованию информации в привязке к реальной действительности. В сущности, это определение может подойти к описанию любой другой модальности. Ключевым моментом здесь считается то, что слушатель с помощью примеров, опытов, симуляции или практики всегда завязан на конкретной реальности.

2. Классификация стилей обучения по индексу ILS

Активные и рефлексивные слушатели

Под активными слушателями понимаются ученики, которые при приеме и понимании информации предпочитают проявлять определенную активность. Например, дискутируют, распространяют информацию на других, применяют ее на себе. Для рефлексивных слушателей характерно предпочтение спокойному обдумыванию. В частности, активный студент всегда заявит, что нужно посмотреть, как это применяется. Ответом рефлексивного слушателя станет предложение обдумать последствия.

Для активных студентов предпочтительна групповая работа, рефлексивные ученики более расположены к индивидуальному обучению. Безынициативное просиживание лекций при отсутствии физической активности обеими группами слушателей практически не переносится, однако для активных студентов оно становится невыносимо тяжелым.

Интуитивщики и сенсорики

Так называемые сенсорики в обучении отдают предпочтение фактам. Для интуитивщиков свойственно выяснение возможностей с помощью взаимосвязей. Отличительной чертой сенсориков является склонность к решению задач известными и хорошо изученными методами, они стараются избегать сюрпризов и отклонений. Для интуитивщиков характерны склонность к инновациям и отсутствие повторений. У сенсориков тестирование по неизученному материалу вызовет больше возмущения, чем у интуитивщиков.

Сенсорики очень внимательно относятся к деталям, прекрасно помнят отдельные факты, любят заниматься лабораторными работами. Напротив, интуитивщики хорошо понимают новые, ранее не встречавшиеся концепции, легко оперируют абстрактными понятиями, свободно ориентируются в сложных математических расчетах.

Для сенсориков характерны аккуратность и практичность, они отдают предпочтение курсам, привязанным к реальности. Оторванная от жизни информация их практически не интересует. Интуитивщики более прогрессивны и работают намного быстрее, они не любят тренинги, основанные на рутинном запоминании или несложном вычислении.

Вербалисты и визуалисты

Под вербалистами подразумеваются люди, лучше запоминающие информацию, отображенную в словесном исполнении. Они склонны к проговариванию и записыванию учебных материалов.

Визуалисты более сдвинуты к усвоению сведений, представленных в виде рисунков, демонстраций, расписаний, диаграмм, фильмов и блок-схем.

Глобалисты и шагоходы

К шагоходам относятся слушатели, предпочитающие постепенно (пошагово) приближаться к знаниям. У таких студентов последующие шаги обязательно должны быть логическим следствием ранее сделанных перемещений. Они предпочитают нахождение правильных решений с помощью причинно-следственных цепочек и умозаключений.

Глобалистами считаются ученики, отдающие предпочтение движению рывками. Восприятие материала происходит небольшими, отдельно вырванными кусками с последующим наступлением полного осознания. Студенты такого типа способны находить новые и быстрые подходы к разрешению задачи, незаменимы при решении комплексных проблем. Они легко видят общую большую картину, но испытывают затруднения в использовании конкретного подхода.

3. Методика MBTI

Теория основана на определении 4 персональных категорий учеников по их ощущениям и взаимодействию со средой.

Интраверты и экстраверты

Подобно рефлексивным слушателям, интраверты отличаются обращением внутрь себя, к своим ощущениям и чувствам. Они предпочитают, сидя в классе, больше слушать, а не разговаривать.

Точно так же, как активные студенты, экстраверты склонны к общению. Они чувствуют себя более комфортно, взаимодействуя с другими слушателями. Эти ученики отдают предпочтение совместному обучающему процессу, где они могут дискутировать или думать вслух.

В своем большинстве слушатели являются экстравертами. Центр прикладной психологии (САРТ) провел исследования, результаты которых показали, что уровень экстравертов среди студентов приближается к отметке 58%, причем в числе студенческих лидеров экстравертов 83%. В корпоративном обучении также преобладают экстраверты. Вместе с тем, 65% преподавателей американского академического общества являются интравертами.

Чувствующие и думающие ученики

Для чувствующих слушателей характерна нацеленность в эмоциональную сторону. При формировании решения у них большое внимание уделяется значению личности. В связи с тем, что мировоззрение таких учеников напрямую зависит от эмоциональной окраски и интуиции, они больше других нуждаются в учителях и наставниках для проведения анализа и осуществления комментариев.

Думающие слушатели при формировании своего мнения или принятия решения отдают предпочтение использованию объективных фактов. В столкновениях с другими учениками мыслящие студенты ощущают себя более вольготно. Думающие ученики привыкли работать с конкретными деталями и предпочитают высказываться напрямую.

По данным САРТ, к мыслящему стилю обучения склоняются около 64% мужчин, среди женщин этот показатель намного ниже – 34%. Примерно 54% преподавателей предпочитают именно думающий стиль, к этому же стремятся 70% корпоративных участников обучения.

Эксперты и изучатели

По мнению учеников-экспертов, на основании первичных данных уже можно делать итоговые выводы. Почти всегда они так и поступают. Дело заключается в том, что мгновенные решения часто становятся преждевременными и неправильными, так как базируются на непроверенных сведениях.

Слушатели-изучатели предпочитают не делать скоропалительных выводов. Они принимают решение только после получения всей информации. Их проблемой считается то, что с таким подходом существенно затягивается время принятия решения.

Согласно исследованиям САРТ, до 60% студентов младших курсов являются экспертами. Большинство преподавателей американских университетов также предпочитают экспертный стиль.

Сенсорики и интуитивщики

В соответствии с характерными чертами, описанными выше, сенсорики отдают предпочтение изученным фактам и процедурам. Знания сложных курсов таким студентам даются значительно легче, они обладают феноменальными запоминающими способностями. В то же время такие ученики нуждаются в прививании понятия общей картины.

Из вышеизложенного также понятно, что интуитивщикам свойственно находиться между массивами информации, без тщательного запоминания деталей. Этим слушателям следует обратить внимание на внешнюю окантовку общей картины и научиться постепенно заполнять ее конкретными деталями.

По сведениям САРТ, до 72% студентов, обучающихся на начальных курсах, являются сенсориками. Примечателен факт, что примерно 83% победителей конкурсов в гуманитарных науках и более 92% стипендиатов различных премий относятся к интуитивщикам. В корпоративном обучении 65% слушателей являются сенсориками. Большая часть преподавателей (64%) склоняется к интуитивному стилю.

05.05.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.