Сможет ли мультимедиа приблизить дистанционное обучение к реалиям жизни?

Сможет ли мультимедиа приблизить дистанционное обучение к реалиям жизни?

Современная теория обучения включает в себя исследование различных путей обучения. В том числе и исследование влияния мультимедиа на повышение или снижение эффективности дистанционного обучения. Прежде чем вкратце описать эти исследования и их результатах, давайте остановимся на том, насколько сложен процесс обучения в целом и рассмотрим исследование мультимедиа через призму этой сложности.

В первую очередь обучение ― это процесс передачи знаний из памяти одного человека (преподавателя или эксперта) в память другого (студента или стажера). Это самое распространенное и примитивное определение обучения. Оно представляет учеников как неких пассивных реципиентов и не может служить основой для рекомендаций по разработке эффективной системы дистанционного обучения. Разработчики обучающих систем, придерживающиеся такого определения, совершенно не заботятся при создании обучающей среды таких важных для эффективности обучения элементов как обратная связь с преподавателем, интерактивность и возможность учиться после прохождения курса. Такая концепция характерна для большинства видов классического формального обучения.

Другая система взглядов на обучение предполагает, что студенты должны сами извлекать из предлагаемого объема информации то, что гарантированно потребуется им в дальнейшей жизни и карьере, а не запоминать отдельные термины, определения и последовательности действий. Такая система обучения требует от студентов определенных умственных усилий, направленных на понимание того, как новые знания интегрируются в систему уже имеющихся. Как правило, такой системы взглядов придерживается большинство серьезных разработчиков дистанционного образования.

Сейчас, когда система дистанционного обучения в нашем регионе еще только-только начала свое полноценное развитие, большинство разработчиков ДО верстают свои курсы лекциями, нацеленными на простое запоминание терминов и процессов или поверхностное изучение материала. Такой метод ведет в тупик. Необходимо помнить, что между возможностью получать знание дистанционно и возможностью применять это знание на практике ― огромная разница. Целью современного дистанционного обучения является не возможность вспомнить полученные ранее знания, а научиться применять их в реальной жизни.

Исследователи процессов обучения подразделяют все получаемые человеком знания на два типа:

1. Декларативное знание

Под этим термином понимается знание списков, терминов, определений, стандартов, составов и т. д. Одним словом, это знание «что».

2. Процедурное знание

Это знание «как». Под данным понятием подразумевается возможность применить полученные навыки для решения сложных задач в реальном мире.

Приведем пример. В первом случае человек знает, что пирог состоит из воды, муки, яиц, начинки и т.д. Во втором же случае человек не только знает, из чего состоит пирог (декларативное знание как часть процедурного), но и может приготовить его, точно рассчитав, сколько чего и когда положить, чтобы пирог получился вкусным и съедобным. К сожалению, очень часто в нашем регионе предлагается декларативное обучение, в то время как постоянно меняющаяся окружающая действительность требует процедурного уровня.

Какова же цель эффективной системы обучения? Ответ прост ― добиться обеспечения возможности получения декларативного знания и развить при этом знание процедурное. Чтобы достичь этой цели, необходимо соединить в одну систему трансмиссионную модель обучения (предоставление знаний и контроль над их усвоением) и конструкционную (создание наиболее реальных условий для возможности оценки применения полученных знаний и компетенций на практике).

Многие современные теоретики обучения (такие как Берайтер, Браун или Спиро, например) придерживаются мнения, что ключевой целью обучения является обеспечение возможности студентам повышать квалификацию в той области, которая их привлекает больше всего. Самым главным шагом в этом случае является создание так называемой «ментальной модели» ― внутреннего отображения реальной картины того, что ученик хочет изучить в процессе обучения. Так, например, рассказ о том, как испечь пирог, должен помочь студентам представить, что и в какой последовательности смешивать, как получается тесто, когда добавлять начинку, и сколько нужно держать заготовку в духовке, чтобы пирог не подгорел.

Консультант и исследователь Д. Норманн в своих работах описывает, как точно созданная ментальная модель повышает эффективность обучения. По его мнению, задача формирования такой модели практически полностью находится в зоне ответственности современной связки «человек-компьютер». Такая связка помогает очень точно создать отличную ментальную модель, которая является одним из фундаментальных камней эффективности ДО.

Преимущества использования мультимедиа в обучении:

Многие сейчас назовут меня известным всему Рунету капитаном, однако повторюсь: текст с правильно подобранными мультимедиа гораздо лучше и интереснее, чем просто текст. Роджер Шепард в своих исследованиях описал преимущества дистанционного обучения с использованием правильно разработанных мультимедиа:

  1. Повышение активности участников.
  2. Ускорение процесса обучения.
  3. Появление альтернативных перспектив развития дистанционного обучения.
  4. Получение навыков принятия продуманных решений и быстрого устранения проблем.
  5. Возможность применять полученные знания в реальной жизни.
  6. Возможность управления темпом и последовательностью  получения знаний.
  7. Системное понимание материала.
  8. Повышенное внимание к материалу при отсутствии внешнего контроля.
  9. Развитие мышления.
  10. Доступ к информации после прохождения обучения.

М. Мейер считает, что мультимедиа, соединяя в себе видео и аудио, имеет преимущество перед каждым из этих отдельно взятых компонентов. Кроме того, эти каналы обработки и подачи информации отличаются друг от друга, поэтому их комбинация только усиливает эффективность от использования мультимедиа, так как последнее соединяет в себе преимущества обоих элементов. Связи же, существующие между текстом и мультимедийными элементами в дистанционном курсе, позволяют лучше построить ментальную модель и глубже понять материал.

28.04.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.