Насколько мультимедиа помогает дистанционному обучению?
С каждым годом высокоскоростные системы связи охватывают все большую площадь нашей планеты. Это дает возможность шире использовать возможности мультимедиа при создании обучающего контента. На практике доказано, что использование мультимедийных вставок в обучающий контент делает его более эффективным, по сравнению с простым текстом. Главное не забыть, что бездумно составленная комбинация из медиафрагментов и текста наоборот снижает результативность восприятия информации. Наиболее важно комбинировать мультимедийные вставки и печатный текст таким образом, чтобы максимальная отдача была от каждого носителя информации. Это позволяет студентам почувствовать эффект реального присутствия на уроке, что увеличивает эффективность обучения.
Дистанционное обучение: от сплошного текста к мультимедийному занятию
Когда в прошлом веке увидели свет специальные текстовые обучающие программы, выступившие альтернативой классическим дневным курсам повышения квалификации, то многие студенты, освоившие их, были просто счастливы. Особенно те из них, кто не имел возможности посещать вышеуказанные курсы по разным причинам.
С момента выхода первых обучающих программ прошло более 15 лет, и дистанционное обучение кардинально изменилось в лучшую сторону. Если раньше это был просто сплошной текст, то сейчас стандартный курс включает в себя множество полезной информации. Так, например, современный зарубежный курс медицинской терминологии включает помимо текста следующие мультимедийные вставки:
- Графика иллюстрирует каждый термин, используемый в современной медицине.
- Аудио демонстрирует студентам (особенно зарубежным) правильное произношение.
- Видео наглядно показывает обучаемому, где и в каком ключе он может встретить данный термин в медицинской практике.
Развитие мультимедийных технологий существенно расширило потенциал дистанционных курсов. Использование аудио, видео и графических вставок позволяет рассмотреть каждый изучаемый материал с разных ракурсов. Видео, например, придает уроку смысловое богатство, демонстрируя на практике то, о чем говорится в тексте. Аудиодорожка позволяет преподавателю рассказать студентам о различных нюансах того или иного элемента курса при одновременном показе его работы в реальной жизни. Главное, не переборщить с мультимедиа. Его избыток в контенте добавляет излишнюю комплексность и вызывает раздражение у обучающихся.
Что же такое мультимедиа?
Если поискать в интернете, то можно наткнуться на множество определений мультимедиа. Например, Википедия считает, что мультимедиа ― это одновременное представление звука, компьютерной графики и видеоряда в одном объеме-контейнере с возможностью интерактивного взаимодействия между ними.
Другое определение мультимедиа дал Р. Мейер, профессор психологии Калифорнийского университета. Он считает, что мультимедиа ― это представление контента с использованием как графики, так и текста. Не очень полное определение. Оно не раскрывает всей необходимой глубины понятия и не говорит о том, что дает использование мультимедийных возможностей образовательному процессу.
Профессора факультета мультимедиа Малазийского университета Мао Нео и Кен Т.К. Нео расширили определение профессора Мейера. Они рассматривают мультимедиа как соединение различных видов электронной информации (текст, звук, видео и. т.д.) в интегрированное мультисенсорное приложение или представление для доставки ее широкой аудитории. Это определение включает все те ключевые точки, которые определяют применение мультимедиа при дистанционном обучении.
Вне всякого сомнения, мультимедиа расширяет возможности и объем информации, доступной студентам. Использование мультимедиа при дистанционном обучении может проявляться в ссылках на дополнительные ресурсы, учебные симуляторы, фотографии, видеозаписи фактов применения изучаемых элементов на практике и т.д. Онлайн-энциклопедии, к примеру, могут предоставлять всем желающим ссылки на различные видео или аудиоматериалы по интересующим темам в дополнение к статьям. Использование фонового видео, аудиокомментариев и ссылок на страницы с дополнительной информацией превращают новости в нечто более интересное, чем сухой текст. Однако, как уже неоднократно говорилось выше, переизбыток медиафрагментов вытесняет все выгоды от применения мультимедиа вообще, так как посетитель тратит много времени, разбираясь во всем этом нагромождении.
В своих работах по изучению деятельности человеческого мозга Р. Майер описывает процесс получения мозгом информации через два основных канала: вербальный и визуальный. Мозг человека осуществляет доступ к информации нелинейно. Поэтому исследователи считают, что мультимедиа, используя различные потоки предоставления информации, помогает облегчить ее осмысление и обеспечить дополнительные возможности по улучшению дистанционного обучения.
23.04.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа