Виртуальные классы: E-Learning 2.0 и 1.0 объединятся?
Технологии, которые могут применяться (и успешно применяются) в интернете, стремительно изменяются из года в год. Мы постоянно видим какие-то усовершенствования и улучшения. Не обходит это стороной и сферу дистанционного образования.
Сегодня внимание преподавателей и разработчиков новых программ обучения приковано к технологиям Web 2.0 и предыдущей версии Web 1.0 и, в связи с этим, к возможностям объединения E-Learning версий 1.0 и 2.0.
Такой способ обучения был затронут, хотя и косвенно, ещё в 2000 году. Тогда в Гарвардской школе бизнеса профессор Дэвид Рид высказал мнение, что в дистанционном обучении через всемирную паутину может быть три типа коммуникаций – он назвал их историческими:
- групповой;
- транзакционный;
- для широкой аудитории.
Сегодня, когда многие преподаватели, как частные (инфобизнесмены), так и те, кто работает на благо школ, колледжей и университетов, уже испробовали все эти типы, можно смело сказать, что профессор был прав. Именно на эти три вида можно поделить общение с целью обучения. Естественно, что для каждого из них существуют свои методики, которые и применяются в разных случаях.
Тип коммуникации «на широкую аудиторию». E-Learning 1.0
Данная разновидность успешно применяется, в основном, в первой версии программы E-Learning. Можно сказать, что он заимствован ещё у древних ораторов, хотя на протяжении всей дальнейшей истории человечества он использовался для самых разных целей. Курс записывался, либо просто вещался по обычной схеме: преподаватель фактически просто вёл лекцию без аудитории, то есть без обратной связи – в том случае, если трансляция не проводилась в реальном времени. Его слушатели могли просмотреть всю запись или поучаствовать в процессе, задавая вопросы по ходу (когда занятие проходило в виде онлайн-семинара).
Интересно, что при таком виде обучения, несмотря на то, что преподаватель обращается сразу к десяткам, а то и сотням студентов, человеком, сидящим по ту сторону компьютера, оно часто воспринимается как нечто индивидуальное. Именно подход «на широкую аудиторию» был основным в первой версии E-Learning. И всё же с подачи преподавателей и разработчиков в неё были включены разного рода игровые приёмы, стимуляторы обучения, тренинги. Это было сделано с целью не только разнообразить занятия, но и для того, чтобы сильнее увлечь студентов, снизить уровень формальности обучения.
Транзакционные и групповые виды обучения. Web 2.0
E-Learning 2.0 – изменённая программа обучения. Она стала едва ли не противоположностью первой версии; в чём-то явно улучшилась, а в чём-то и наоборот. В отличие от 1.0, здесь, напротив, мало официальности и слишком много свободы. С одной стороны, это сильно мотивирует участников, с другой, уменьшает уровень дисциплины, порой сводя её на нет. Это одна из причин того, что 2.0 до сих пор не внедрена в образование на должном уровне.
Вторая причина – то, что в Web 2.0 могут появляться любые сообщества, в том числе и нелицеприятные. Никакого законного (да и незаконного) контроля здесь не осуществляется. Поэтому первая версия E-Learning по-прежнему находится на главном месте. По мнению преподавателей, то, что работало веками, не может внезапно перестать работать, и речь, обращенная к широкой аудитории, будет и далее выполнять свои задачи.
Виртуальные классы
Некоторые считают, что E-Learning 1.0 и 2.0 – это противоположности, между которыми на данный момент сложно найти золотую середину. Но находятся и желающие соединить их. Правда, речь идёт скорее о создании нового, третьего подхода, который бы объединил достоинства обоих и, по возможности, вычеркнул недостатки. В теории это должны быть виртуальные классы (ВК).
Виртуальные классы уже обладают преимуществами, которые позволили бы внедрить новую версию:
- возможность директивного и недирективного общения;
- возможность общения в синхронном и асинхронном виде;
- возможность проводить работу индивидуальную, групповую и межгрупповую.
Попросту говоря, сам способ преподавания через виртуальные классы уже предполагает наличие и тех методик, которые применяются в версии 1.0, и тех, что используются в 2.0. Интеграция ВК с сервисами Web 2.0 могла бы сделать их более слаженными, LMS же, напротив, стали бы менее скучными и более мотивированными.
Уже сейчас специалисты отмечают, что виртуальные классы в любом случае могут быть самодостаточным инструментом передачи информации и обучения студентов, причём в любом направлении. Здесь возможны и индивидуальные уроки, и групповые, и выступления на большую аудиторию слушателей. И этот полноценный способ рано или поздно начнёт использоваться большинством преподавателей из сферы дистанционного образования.
23.04.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа