Эффективная продолжительность курса. Можно ли правильно рассчитать срок обучения?
Известно, что у каждого человека существует порог внимания. По истечении некоторого времени, уровень внимания падает. Этот уровень играет одну из решающих ролей, и его необходимо учитывать, так как довольно часто сессии, тренинги и телефонные конференции кажутся просто бесконечными. Такой порог внимания необходимо рассчитать достаточно точно, ведь именно он поможет определить точное время для того, чтобы не потерять внимание собеседника и, в то же время, покрыть всю протяженность контента. Как правильно рассчитать протяженность занятия, чтобы дистанционный курс оказался эффективным – именно тот вопрос, ответ на который чрезвычайно важно найти.
Прежде, чем начать разработку курса и рассчитывать его протяженность, стоит обратить внимание на важнейшие факторы, влияющие на восприятие времени учеником:
1. Заинтересовать и следование теме
Выбор темы является одним из главных факторов, так как должна вызвать интерес собеседника и поддерживать порог внимания на нужном уровне. Стоит адаптировать тему под повседневные нужды, которые есть у каждого человека. Так, например, если урок направлен на то, чтобы показать разницу между правильным и неправильным поведением, то учитывать стоит реальные жизненные ситуации, в которых может оказаться каждый в процессе своей работы или в быту.
2. Интерактивность
Здесь важно определить ее степень. Начать можно с вопроса о том, в каком случае человеку будет интересней играть в какую-либо настольную игру, когда приходит его очередь бросать кубик, либо же, когда он находится в ожидании хода оппонента. Именно причина того, что человек может часами играть в любимую игру, даже отказываясь от просмотра документального фильма, необходимого для занятий – и есть интерактивность. Привлекая ученика в процесс регулирования и управления занятием, поможет увлечь и сохранить уровень внимания на нужном уровне. Добиться такого результата можно, предложив ученику самому выбрать направление урока, либо поучаствовать в некой ролевой игре.
3. Качество
Продукт, который предлагает преподаватель, должен быть качественным. Каждый ученик достаточно быстро может оценить качество продукта и интерактивности. Преподаватель, прежде чем предлагать курсы и занятия должен понять, достаточно ли логичен предлагаемый материал. Необходимо посмотреть на все со стороны и понять, насколько приятен интерфейс, правильно ли подобраны цвета, достаточно ли легко будет адаптироваться в системе навигации другому пользователю. Найти ответы – важно, так как каждый из приведенных выше вопросов будет влиять на ученика и должен способствовать росту интереса к материалам занятий.
После того, как все рассмотренные факторы будут учтены и проработаны, можно переходить непосредственно к расчету продолжительности урока, только помните, что терять качество не стоит ни в коем случае. Порою, дизайнеры вступают в достаточно жесткую полемику с экспертами, так как вторые хотят поместить как можно больше материала и курсов, каждый из которых, порой, может длиться несколько часов. Решая такую проблему, приходиться задумываться о том, что можно убрать, а что убирать категорически нельзя. Например, стоит несколько раз подумать, прежде чем из курса по бухгалтерии убрать лекции по «дебету и кредиту». Существует иной выход – разработка учебных модулей.
Учебные модули
Учебные модули – отдельные уроки, в которых подробно рассматривается конкретная тематика. Каждый из таких модулей являет собой лишь часть одного большого курса. Разработка учебных модулей поможет не потерять ни одной детали в обучении, повысить качество предлагаемого продукта и оставить планку порога внимания «на высоте». Например, сегодня большой популярностью пользуются курсы по телемаркетингу. Применяя учебные модули, можно выстроить следующую последовательность:
- модуль по знанию продукции;
- модуль по переговорам как части продаж;
- модуль по теме «как привлечь и заинтересовать покупателя»;
- модуль по исполнению заказов.
Таким образом, учебные модули представляют собой отдельные этапы обучения, как в классе, либо на тренинге. Такая же схема занятий прекрасно работает и при дистанционном обучении. Именно по этой причине, при разработке и проведении электронных уроков стоит придерживаться данной методики.
Для того чтобы каждый из учебных модулей не потерял качество, а ученик – интерес, стоит задаться вопросом, какова должна быть продолжительность каждого из модулей. Оптимальное время может варьироваться в зависимости от темы. Актуальным остается лишь то, что 30 минут будет более чем достаточно, так как не каждый ученик сможет сохранять интерес и реально усваивать весь данный материал такое долгое время, а 15 минут будет, все же, маловато. Таким образом, стоит фокусироваться на числе между 15 и 30 минутами, в зависимости от выбранной глубины занятия и поставленными задачами. Так, например, в курсе, длительностью в один час, стоит включать не более двух модулей, продолжительностью примерно по 18 минут и один, длительностью в 24 минуты. По оценкам большого количества экспертов данный вариант является наиболее правильным и удобным для ученика.