Ценные советы педагогическому дизайнеру, или что нужно учесть при создании электронного курса дистанционного обучения

Что нужно учесть при создании электронного курса дистанционного обучения?

Человек, создающий учебные электронные курсы, является своеобразным связующим звеном между заказчиком, имеющим определенные ожидания по полезности программы, и учеником, которому придется проходить этот курс. Абсолютно не факт, что слушатель хочет это делать, он воспринимает обучение как необходимую данность. Вместе с тем, ученик тоже чего-то ждет от курса, подсознательно оценивает его полезность и нужность.

Учебная программа создается легче при ориентировании курса на выполнение простых рабочих операций. Для оправдания ожиданий клиента именно по повышению производительности среда обучения строится только на этой основе. Такое направление более понятно ученику и созвучно с его желаниями. В конечном итоге, слушатель знает, что успех обучения будет измеряться не фактом прохождения курса, а увеличением производительности.

Намного труднее происходит создание информативного курса. Ученику приходится сосредотачиваться на освоении конкретного объема информации, мотивация успешности обучения как бы уходит на второй план, итоговые результаты применения полученных знаний представляются расплывчатыми. Как же правильно спроектировать обучающий процесс, когда фактически все сфокусировано только на информации?

Здесь на первом месте должны стоять вопросы мотивации. Любому педагогу значительно легче работать с мотивированными учениками, на усвоение знаний потребуются существенно меньшие усилия. Например, человек, делающий ремонт своей квартиры, очень захотел установить возле висящей картины миниатюрную подсветку. Вызывать мастера для мелкой работы нецелесообразно и дорого. Он заходит в Интернет и находит нужную информацию. Она представлена в виде скучнейших описаний и непонятных электрических схем. Однако хозяин, желающий украсить собственное жилье, успешно осваивает новый для себя материал, так как мотивирован в обучении.

Мотивация ученика является ключом любого познавательного процесса. Она срабатывает как в информативном обучении, так и в курсах по приобретению навыков. Чтобы обеспечить ее присутствие, педагогическому дизайнеру при создании электронного курса сначала нужно поставить себя на место ученика, затем постараться ответить на три важных вопроса.

Зачем ученику проходить обучающий курс?

Очень хорошим выходом будет предварительная разработка задач обучения. Содержание курса будет построено на обсуждении выдвинутых вопросов. Однако часто важные и нужные задачи превращаются в унылый список, перечисляющий направления обучения.

Кроме показа списка задач, который действительно необходим, ученика обязательно надо убедить в том, что этот курс представляет реальную ценность. Он существенно отличается от всего того, что слушатель раньше знал или делал. Мотивация учеников сильно увеличивается при понимании значимости курса. А улучшение мотивации неизменно приводит к положительным качественным изменениям учебного процесса.

При подготовке задач курса нужно меньше всего думать о списках. Попробуйте на первый план поставить ощущение учеником ценности курса, дайте слушателю понимание того, что обучение окажет действительную помощь. В этом вам поможет использование ярких, эффективных примеров и сценариев. Ученик должен увидеть информацию в правильном и четком контексте, без размываний и искажений. Это существенно поможет слушателю в оценке ценности курса.

Что делать ученику с полученной информацией?

Никому не понравится потратить время на электронный обучающий курс с бесполезной информацией. Каждый человек хочет знать, почему важна эта программа, и где он может применить полученные знания.

Именно поэтому информационную составляющую курса необходимо строить вокруг конкретной ожидаемой деятельности учеников. Врач никогда не исправит осанку или плоскостопие, если пациент будет только знать, что нужно носить ортопедическую обувь. В то же время болезни и недостатки обязательно устранятся, если пациент будет использовать лечебные приспособления.

Как ученик может убедиться в том, что он знает?

Все поступки людей сводятся к тому, чтобы показать действия, какие от него ожидают. Когда человек знает, что от него ждут, он сосредотачивается на выполнении задачи и старательно достигает результата. Почему же люди просто пролистывают курс в ускоренном режиме? Причина кроется в том, что человек чувствует, что предлагаемое содержание курса не соотносится с реальным делом. Здесь ожидаемым для ученика действием становится просто окончание курса, что он прилежно демонстрирует. Если слушатель не получил качественного ответа на два предыдущих вопроса, у него возникает желание просто пробежаться по курсу до его завершения.

Такую ситуацию можно предотвратить только следующим образом:

  • увеличить значимость курса в глазах ученика;
  • дать ученикам понимание того, как можно реально использовать полученные знания;
  • создать ученикам возможность утверждения в своем понимании - для этого нужно показать, как применять информацию в конкретной действительности. 

Идеальным вариантом учебного процесса будет такой курс, в котором создается возможность измерения понимания слушателей другим показателем, большим, чем простой выбор подходящего ответа из нескольких предложенных вариантов. Например, в одной из школ, преподающей основные принципы правильного питания, вместо обычного теста на измерение понимания предложили другое решение. Слушателям была дана возможность разработки недельного меню для детского летнего лагеря. Предлагаемые блюда должны были отвечать требованиям полезности и рациональности, а ученики должны были обосновать свой выбор. Разумеется, такая оценка уровня подготовки и понимания слушателей намного глубже простого выбора правильного ответа из списка. Ученики, осознающие неизбежность глубокой проверки, более мотивированы на освоение учебных материалов, значимость курса в их восприятии повышается.

Сегодняшняя практика показывает, что многие курсы являются бессмысленными, неэффективными и не требуют приложения каких-то усилий, как со стороны создателей, так и со стороны учеников. Авторы электронных обучающих программ вполне могут экономить деньги компаний, выпуская по возможности простые продукты, не требующие больших интеллектуальных и материальных затрат, и в кратчайшее время вернуть сотрудников на рабочие места.

Обучающие курсы, ориентированные на деятельность слушателя, создать гораздо труднее, чем обычные информационные учебные циклы. Там не требуется больших затрат времени и средств. А для предотвращения ухода слушателей, количество которых варьируется от четверти до половины, можно просто сделать обучение обязательным. Если вы хотите, чтобы курс был действительно значимым, представлял ценность для учеников и приносил реальный эффект, постарайтесь ответить на вопросы учащихся.

15.04.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.