PLE - новая надежда дистанционного обучения

PLE ― новая надежда дистанционного обучения

PLE ― идеальная платформа для желающих обучаться дистанционно. Но какой должна быть ее техническая составляющая, чтобы оптимально соответствовать целям ДО? И в каком направлении она должна развиваться, чтобы не стать очередным грандиозным разочарованием?

Эффективность работы Персональной Среды Обучения (PLE) зависит не только от внутреннего наполнения  и разнообразия приложений, систем и сервисов, но и от правильно выбранных технических особенностей отдельных ее элементов. Ниже приведен краткий список технических особенностей PLE, которые, как показала практика, являются наиболее оптимальными для обучающихся. 

  1. On- и off-line. Персональная Среда Обучения (PLE) должна работать как в режиме подключения к интернету, так и без него. Несмотря на повсеместную компьютеризацию и высокий уровень коммуникаций, случаются ситуации, когда «всемирная паутина» оказывается недоступной (проблемы с провайдером, нахождение вне зоны покрытия коммуникационных сетей и т. д.).
  2.  Возможность использования различных устройств. PLE должна поддерживать работу с различными типами устройств связи. Не всегда учащийся может носить с собой ноутбук или смартфон. Лучше всего, когда приложение имеет несколько версий и запускает именно ту, которая наиболее оптимальна для устройства, с которого осуществляется обращение к данному приложению.
  3. Разграничение прав доступа. Персонализация PLE должна предусматривать многоуровневый контроль времени и способов общения, обеспечивать возможность создания групп по интересам и предусматривать фильтр абонентов. Вместе с тем, запрос данных, необходимых для создания персонального профиля, должен быть минимальным, так как многие пользователи не любят выставлять на всеобщее обозрение личные данные.
  4. Наличие различных источников обучения. Не всегда один-единственный источник информации может предоставить развернутый и подробный ответ на поставленный вопрос, поэтому PLE должна иметь возможность осуществлять доступ к различным источникам информации, обеспечивать возможность формировать из них библиотеки и обеспечивать удобную и быструю навигацию по ним.
  5. Поиск информации. Как известно, основой использования КИТ при неформальном обучении являются поиск и наблюдение. PLE должна иметь возможность быстрого доступа к различным поисковым системам, а также создавать и объединять по группам результаты запросов.
  6. Обновление приложений и программ. Предельная простота обновлений элементов PLE призвана экономить время на их проведение.
  7. Установка и обслуживание элементов. В основном все системы PLE состоят из двух главных элементов: сервер (в отдельных случаях ― просто ПК) и ПО. Очень важно, чтобы их установка и обслуживание были простыми. Одной из концепций PLE является ее доступность не только для отдельных школ или крупных компаний, но и для каждого рабочего места. При этом поддержка системного администратора или иного IT-специалиста должна сводиться к минимуму.
  8.  Простота и функциональность. PLE должна иметь такой интерфейс, который был бы понятен любому новичку. При этом предоставляемый при регистрации начальный функционал должен легко расширяться без каких-либо технических ошибок и непонимания.
  9. Интероперабельность различных элементов. Так как при создании PLE обычно используются различные социальные приложения и клиентские программы, то немаловажным вопросом является их совместимость и бесперебойное взаимодействие.
  10. Поддержка при планировании обучения. Было бы весьма неплохо, если бы PLE могла помогать студентам планировать и упорядочивать обучение. Возможно, лучше всего это делать по методике «умного поиска», позволяя пользователям быстро и просто связывать различные категории и понятия между собой и создавая динамические карты этих связей. При этом PLE должна позволять студентам подгружать собственные метаданные, что позволит облегчить поиск и идентификацию запросов.

Основные направления дальнейшего развития PLE:

Рост популярности PLE все больше и больше привлекает внимание разработчиков клиентских программ и социальных приложений. На сегодняшний день в качестве пилотного проекта запущены несколько прототипов элементов PLE. Примером таких проектов могут служить Plex от JISV и ELGG Personal Learning Landscape.

Гораздо более важным моментом в развитии PLE является то, что люди для обучения гораздо чаще стали использовать социальное программное обеспечение (блоги, вики и пр.). Причем происходит это не только внутри образовательных систем, но и в организациях. Ясно, что сами по себе социальные программы не являются PLE, но в качестве семейства различных приложений поддерживают ее концепцию.

Использование для ДО социальных приложений является широким полем для различных исследований, результаты которых в будущем смогут послужить дальнейшему развитию PLE. Такие исследования помогут выработать план технического развития методик обучения. Примерно содержание такого плана могло бы выглядеть так:

  • Подробное исследование различных способов использования компьютера для дистанционного обучения (особенно вне рамок стандартных образовательных программ).
  • Доскональный анализ связи между неформальным и формальным обучением в развитии новых умений и навыков.
  • Исследование различных знаний, навыков и умений и влияния на них обучающих технологий.
  • Анализ применения для дистанционного обучения различного социального ПО.
  • Исследование видов компьютерного взаимодействия между различными сообществами и их участниками.
  • Научный анализ тезиса о постоянстве данных для PLE и его применимости к современным реалиям.
  • Выявление популярных методов ДО.
  • Исследование контента, используемого при неформальном обучении, а также способов его использования.
  • Исследования эволюции форм обучения в учреждениях образования.
  • Исследование способов интеграции интерактивных учебных мероприятий в формальное ДО.
  • Поиск путей использования различных формальных обучающих сервисов в международных масштабах для поддержки обучающих процессов PLE-типа.
  • Поиск и решение проблем стандартизации приложений для ускорения развития PLE.
  • Поиск способов интеграции процессов PLE-типа в существующие учебные приложения и сервисы. 

Все вышесказанное не должно отменять или замедлять развитие и внедрение нового программного обеспечения PLE. Важно понимать, что педагогические и социальные исследования должны двигаться рука об руку с таким развитием. Если этого не произойдет, то PLE рискует стать тупиковой ветвью развития технологий дистанционного обучения.

15.04.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.