Сможет ли PLE конкурировать с формальным дистанционным обучением?
Ограничение влияния КИТ на систему профессиональной подготовки и переподготовки, сдерживание новых педагогических идей и подходов в рамках формального дистанционного образования обусловлено тремя стратегиями, которые формируют развитие и внедрение дистанционного обучения:
1. Товаризация дистанционного образования.
Повышение спроса на данный вид образовательных услуг привело к тому, что на рынке появляются сотни предложений различных дистанционных курсов. К сожалению, большинство из них созданы не с целью дать кому-то образование или повысить чью-то квалификацию, а для скорейшего получения прибыли. Как правило, ценность контента таких «рыночных» курсов весьма низкая, а вероятность почерпнуть из них какие-то навыки, знания и умения практически равна нулю.
2. Приватизация.
Повсеместная глобализация и приватизация знаний приводит к тому, что совсем скоро все мало-мальски полезные дистанционные курсы будут находиться в ведении ограниченного круга учебных заведений. Уже сейчас монополисты от образования имеют возможность устанавливать цены на ДО на мировом рынке и влиять на развитие КИТ в ДО.
3. Ограниченность долговременного обучения.
Бешеный темп жизни диктует свои условия и образованию. Многим студентам не по карману и не «по времени» полностью отдавать несколько лет учебе с полным отрывом от своей деятельности, поэтому краткосрочные дистанционные курсы постепенно вытесняют с рынка своих более долговременных «коллег». Естественно, что развитие КИТ в таких условиях либо «однобоко», либо вообще отсутствует.
Основным отрицательным моментом сложившейся ситуации является то, что система дистанционного обучения под влиянием вышеописанных реалий стала восприниматься большинством людей как навязывание. Поэтому молодежь для развития своих идей и общения все чаще выбирает социальные сети и им подобные сайты, а взрослым ради качественного ДО приходится идти на поклон к частным провайдерам и крупным компаниям. При таких условиях Персональная Среда Обучения (PLE) является наиболее привлекательным решением возникшей проблемы, так как развивает технологии, реагирующие на использование пользователями ресурсов для обучения, с целью формирования собственной обучающей среды.
Для чего необходима PLE, и необходима ли она вообще:
Большая часть функциональных особенностей PLE в настоящее время с успехом поддерживается уже разработанным социальным программным обеспечением и разнообразными клиентскими приложениями. Любой учащийся может сформировать для себя собственный комплекс программ, необходимых для обучения. Обычно, для создания эффективной PLE требуются следующие приложения и программы:
- Текстовый редактор.
- Электронная почта (лучше всего клиент или агент).
- Ежедневник.
- Видео, аудио и фоторедакторы (для создания презентаций и подкастов).
- Веб-блог клиент.
- Браузер.
- Сервис обмена закладками.
- Новостной ридер.
- Скайп.
- FTP-клиент.
- Другие программы и приложения, необходимые отдельно взятому студенту.
- Операционная система, необходимая для грамотного управления всем этим многообразием.
Собственно говоря, весь вышеперечисленный перечень программ ― это и есть мощная обучающая среда. Однако в процессе ее использования требуется огромное количество времени на установку, настройку и обслуживание. PLE обеспечивает легкий и быстрый доступ к различным сервисам, приложениям и системам, призванным заменить все это программное обеспечение. Это является неоспоримым аргументом в пользу использования PLE.
Кто предоставляет необходимые сервисы для обучения?
Из приведенного выше списка видно, что для обеспечения эффективности дистанционного обучения используется смесь клиентских приложений и внешних социальных сервисов. Обеспечение надежности необходимых служб и хранение данных ― важные аспекты при осуществлении обучения. В случае прохождения формальных обучающих курсов все сервисы предоставляются самими школами, однако доступ к программному обеспечению, не включенному в данный курс обучения, в таком случае будет закрыт. Кроме того, нередки случаи, когда использование сервисов различных школ создает определенное неудобство при их одновременном использовании. Этот вопрос до сих пор остается нерешенным, даже при введении стандартизации.
Что же делать тем, кто окончил формальный дистанционный курс и больше не имеет доступа к сервисам школы? Данный вопрос остро стоит перед теми, кто думает о своей последующей карьере и ведет е-портфолио. Им снова придется возвращаться к вышеописанному списку приложений и программ, затрачивая время на его обслуживание и установку, или искать иной выход из положения.
Некоторые бизнес-школы Великобритании предложили ряд идей по предоставлению е-портфолио для своих выпускников на коммерческой основе. Однако такое решение проблемы не пользуется особой популярностью. Каждый выпускник престижной бизнес-школы предпочитает иметь собственное web-пространство для творчества и самовыражения.
Наиболее оптимальным решением проблемы, скорее всего, будет создание независимого сетевого сервиса, который предоставит доступ к необходимым сервисам и службам PLE любому желающему независимо от того, является ли он в данный момент участником образовательного процесса или нет. При этом система сервисов PLE не должна быть ограничена жесткими правилами, диктующими, что именно позволено пользователю. Только в таком случае PLE будет воспринята современной молодежью в качестве эффективной обучающей системы.
14.04.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа