Мешает ли дистанционное обучение общению в Одноклассниках?
Коммуникационные возможности КИТ являются важным преимуществом при использовании в среднем и малом бизнесе. Это позволяет сотрудникам примкнуть к практикующему сообществу, не отрываясь от рабочего места. Такая форма дистанционного обучения является, конечно, неадекватной заменой обучающим курсам и тренингам, но в условиях постоянной нехватки времени дает возможность получить недостающие знания. Итак, если разбить данный процесс на несколько этапов, то выглядит это примерно так:
1. Обоснованное периферическое участие
Неформальное обучение начинается, как правило, с того, что сотрудник при помощи поисковых машин подбирает себе на безбрежных информационных просторах интернета сообщество «по душе» или сайты с интересным обучающим контентом. Сначала он как бы наблюдает со стороны за дискуссией, не принимая в ней активного участия. На этом этапе происходит выяснение, соответствует ли эта информационная «тусовка» с ее постами и практическими советами ожиданиям нашего «мистера Икс». Задача этого этапа ― подобрать такое сообщество, чтобы общение не замыкалось в круге знаний низкого уровня, но и поднимать высоко планку не стоит, дабы не чувствовать себя белой вороной в группе «инопланетян», вещающих малопонятные истины. Наиболее оптимальным вариантом является сообщество с несколько более высоким уровнем знаний, но в котором можно комфортно общаться с учетом накопленного багажа навыков и умений. Такое наблюдение уже можно считать обоснованным периферическим участием. Его еще нельзя назвать полноправной формой обучения или обучающей техникой. Скорее это анализ обучения с целью понять саму суть процесса. В этом и заключается различие между неформальным дистанционным обучением и преднамеренным осознанным инструктированием.
2. Фаза проявления участия
Процесс пассивного наблюдения спустя некоторое время сменяется фазой участия. Во время предыдущей фазы новичок освоился в новом для него информационном поле и определился с выбором эксперта. Последний, в свою очередь, создает некую воображаемую зону внутри выбранной группы (назовем ее зоной ближайшего развития) и как бы проводит новичка по ней, поддерживая при этом его увлеченность процессами внутри этой зоны. Постепенно статус новичка претерпевает изменения: из стороннего наблюдателя он поднимается до уровня обладающего полноценными знаниями. Взаимодействуя с наставником, периферический участник все больше вовлекается в процесс общения. Он начинает активно участвовать в обсуждениях каких-либо вопросов с более опытными и способными учениками и коллегами в пределах зоны ближайшего развития. Повышение эффективности дистанционного неформального обучения при наличии в нем экспертной составляющей обосновано еще советским психологом Выготским Л.С. в работе «Зона ближайшего развития». Получая в процессе нарастающего общения полноценные знания, обучаемый переходит к третьей фазе дистанционного неформального обучения.
3. Фаза глубокого погружения в общение
Переходя границу воображаемой зоны с первоначальным багажом знаний, полученных в процессе общения с экспертом и более способными учениками, обучаемый начинает активно участвовать в жизни сообщества. Условно, его самого можно назвать экспертом для более молодых коллег, в процессе общения с которыми наш студент не только обучается сам, но и обучает других. При этом стоит отметить, что сообщества очень часто пересекаются меду собой, а использование гиперссылок позволяет таким группам развиваться, налаживать тесное общение между участниками и, таким образом, создавать коллективное знание.
А какова же роль обучающих технологий?
Несмотря на повсеместное становление и развитие компьютерных информационных технологий, используемых для неформального обучения, творчества и обмена данными, популярность технологий обучения до сих пор остается на низком уровне. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно просто сравнить посещаемость различных крупных социальных сетей и тематических обучающих сайтов с их низким уровнем общения как такового.
Конечно же, уже готовы возражения, что все вышесказанное относится только лишь к неформальному дистанционному обучению, и процессы, протекающие при формальном дистанционном обучении, совершенно другие. Процесс формального обучения слишком труден для того, чтобы называться веселым времяпрепровождением. Вовлечение в процесс формального дистанционного обучения и проведение самого курса требуют совершенно иного подхода и технологий. В качестве контраргумента можно привести тот факт, что процессы, протекающие при вовлечении и прохождении формального дистанционного обучения, в большей степени зависят от внутренней мотивации обучаемого. А неформальное дистанционное обучение имеет прекрасную возможность без каких-либо трудностей вовлекать в свои процессы и людей с низким уровнем самомотивации, и неспособных самостоятельно обучаться. И самое главное: никакие обучающие технологии, даже самые новейшие, не способны обеспечить такую эффективность обучения, как неформальное обучение, основанное на увлекательном и творческом общении.