Использование компьютерных информационных технологий в сфере неформального дистанционного обучения
В то время как реформа системы образования и быстрые темпы развития компьютерных информационных технологий пробивают путь для PLE, многие могут повысить свою квалификацию (или получить новую) при помощи компьютера и интернета. Давайте проанализируем некоторые аспекты современного информационного обучения.
Еще в 1999 году, когда развитие компьютерных информационных технологий шагнуло далеко вперед, исследователь Джон С. Браун провел глубокий анализ открывшихся возможностей обучения, игр и работы в виртуально-цифровом мире. Одной из ключевых точек, на которую он обратил особое внимание в своих исследованиях, стала грамотность и способы ее развития. Он подчеркнул, что основой навигации в информационном пространстве является новая грамотность, которая выходит за рамки учебников и накопленных знаний.
В своих исследованиях Браун рассмотрел изменение обучения через призму цифровой среды. Наблюдая за работой детей в новой для них цифровой среде, он очень метко охарактеризовал их действия термином «бриколаж» (Bricolage фр. ― термин в искусстве, создание новых моделей из отдельных, не связанных между собой, элементов, часто совершенно не предназначенных для использования этих частей в данном ключе. Бриколье ― люди, увлекающиеся бриколажем). Для создания бриколажа совершенно не обязательно использовать абстрактную логику. Можно просто взять любой инструмент, часть кода или документ и применить его в новом качестве. Чтобы стать хорошим бриколье в цифровой среде нужно поверить, что в виртуальном мире возможно все, поэтому потребность в логических построениях увеличивается. Иными словами, развитие компьютерных технологий породило своеобразный парадокс: навигация в компьютерной среде не требует абстрактной логики и тесно связана с открытиями, которые связаны с бриколажем, но никто не сможет построить что-либо на основе своего открытия до тех пор, пока досконально не проанализирует свое открытие и не составит мнения о его важности и степени доверия к нему.
Последним аспектом, на который обратил внимание Браун в своих исследованиях, является действие. Он посчитал, что основой новых форм обучения должно служить не абстрактное знание, а действие и размышление. Он обосновал это тем, что обучение становится более узконаправленным и социальным, а не абстрактным и когнитивным. Кроме того, оно все теснее переплетается с опытными исследованиями.
Более поздние исследования (2005 год) центра «Пью Ресерч» (США) только лишь подтверждают выкладки Сили Брауна. Социологические исследования, проводимые этим центром среди американских подростков, показали, что 56% из них используют компьютер и интернет для создания креатива: сообщений, мультимедиа или другого контента. Другими словами, они используют web-приложения как средство оригинального выражения своих мыслей, причем каждый пятый из них использует для этого изображения, текст или звуки, авторами которых являются другие люди (то есть, создает бриколаж).
Нельзя не принимать во внимание то, что гибкий подростковый разум изначально легче адаптируется к перипетиям цифрового мира, и между разными поколениями не может не существовать различий в способах использования компьютера. Однако исследования путей использования КИТ (компьютерные информационные технологии) при обучении, проведенные в семи странах среди субъектов малого и среднего бизнеса, выявили несколько удивительных результатов.
1. Исследователи отметили, что на предприятиях малого и среднего бизнеса при формальном обучении практически не применяется КИТ. Да и само формальное обучение носит ограниченный характер. В то время как неформальное обучение использовалось довольно обширно, причем значительная его часть проводилась по инициативе самих работников, а не спускалась «сверху». Мотивы такой инициативы заключались в желании решить одномоментно возникающую проблему или удовлетворить личный интерес. КИТ (главным образом Google) при этом использовались как элемент неформального обучения. Интересным моментом исследования данного элемента является то, что такой формой обучения пользовались только рядовые работники. Руководители высшего и среднего звена не пользовались таким способом получения информации, хотя предпосылки к этому появлялись довольно часто.
2. Способы использования КИТ при неформальном обучении в разных компаниях отличались друг от друга. Жаль только, что классификация этих различий по различным критериям (пол, возраст, род деятельности, положение в компании, например) на основе одного исследования выглядела бы не слишком точной.
3. Ни в одной компании, ни один из сотрудников, использующий КИТ для получения знаний и навыков в процессе неформального обучения, так и не предпринял попытки формального признания полученной квалификации. По результатам исследований так и осталось неясным, произошло это из-за общей неосведомленности о такой возможности или просто от нежелания работников заниматься этим.
Использование в качестве обучающего инструмента Google, Yandex и другие поисковые системы ― весьма интересный подход к обучению. Однако возникают следующие вопросы:
- каким образом формулируются основные элементы поискового запроса?
- как проводится поиск по специфической терминологии, и как уточняются параметры поиска?
- чем руководствуется специалист, создавший запрос, переходя по тем или иным ссылкам, выданным ему поисковой машиной в качестве результата?
Несомненно, что для получения удовлетворительного ответа специалисту требуется четко формулировать свой запрос, что, по идее, должно определяться полнотой и качеством исходных знаний работника. С другой стороны, чтобы выбрать из множества вариантов ответов, выдаваемых поисковиком, специалист должен иметь хотя бы отдаленное представление о ходе решения или выполнения искомой задачи. Попробуем разобраться в сути происходящего через призму идеи «обоснованного периферического участия и проксимального развития».
Еще в 1991 году когнитивные антропологи Джин Лейв и Этьен Венгер в своих исследованиях ситуативного обучения высказали предположение, что практическое участие начинается с наблюдения (то есть, периферического участия). По мере того, как наблюдатель накапливает необходимые знания, он становится полноправным участником рабочего процесса. Это дает ему прекрасную возможность объединить и идентифицировать полученные ранее отрывочные знания, чтобы создать из отрывков единую систему. А любой системе знаний свойственны рост и развитие в процессе общения носителя с практикующими специалистами, что полностью соответствует принципам неформального обучения.
07.04.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа