Новая педагогика и дистанционное образование

Радикальная педагогика и дистанционное образование

Язык обучения в традиционной педагогике – это смесь терминов, зачастую бессистемно надерганных из классических, бихевиористких (изучающих поведение) и индустриальных тематик. Педагогику определяют как «науку об обучении», но в обучении наука играет важную, в тоже время далеко не главенствующую роль.  Очень часто педагогика представляет собой ассорти из запутанных практических учений, лишь отдаленно затрагивающих науку.

Главная цель педагогики – превратить вялых, безразличных, ничего не пишущих и абсолютно неактивных учеников, которых мы видим практически повсеместно в наших учебных заведениях, в увлеченных, активных, старательно записывающих и с жаром дискутирующих учащихся. Особенно это относится к процессу дистанционного обучения, поскольку сам принцип ДО подразумевает чрезвычайно сильную мотивацию к получению знаний.

Наука об обучении

В современных журналах, отображающих достижения педагогической мысли, можно найти множество контента, в котором практически не содержится фактов и прочих банальностей, что только диву даешься – как смогло обучение пережить и освоить столь огромный поток теоретического сознания, не подкрепленного опытом.

В свое время, достаточно давно, Управление по образовательным стандартам Великобритании поручило Джеймсу Тули провести исследование в образовательной отрасли. Результатом этих исследование явился труд «Критический анализ». В нем Тули проанализировал 41 статью из четырех академических журналов на предмет изучения качества практических исследований в сфере образования и качества и количества отображенных в них фактических материалов. 

Выводы у него получились неутешительные. Подавляющее число методических материалов оказались совершенно плачевного качества. Субъективные выводы, контент заимствован из вторичных источников, зачастую даже без ссылок на первичные. К тому же эти материалы абсолютно не соответствовали образовательной практике.

Зерна разрушения

Понятие «педагогика»  таит в себе опасность собственноручного разрушения, так как «наука об образовании» может оказаться однобокой, если она будет основной в процессе образования. К сожалению, психология образования лишь наблюдает за практикой и выдает очень мало рекомендаций для корреляции теоретических направлений в обучении.

Последствия такой тенденции состоят в том, что к обучению без учительства, а именно в этом заключается одна из ипостасей дистанционного образование, относятся с недоверием. К тому же большинство методик реального образования  основано на БЕЗ Учительствовании. Безусловно, обучение может и должно индуцировать качественное образование, но оно не является безусловным условием для этого. А вот классические теории педагогики считают что является.

Радикальная педагогика

С учетом современных требований к образованию определение педагогики должно выглядеть так – это «наука об обучении и/или образовании». В действительности это позволит нам создавать и развивать настоящую радикальную педагогику. Чтобы процесс построения радикальной педагогики обезопасить от старых ошибок и заблуждений, нужно выстроить ее базис с нуля, без всякой первоначальной инфраструктуры и практики.

Для этого выделим два набора идеальных свойств,  которые должны соответствовать радикальной педагогике:

Когнитивные свойства:

 

  • достижение как можно более высокого уровня психологического внимания;
  • недопущение когнитивной перегрузки;
  • предоставление широких возможностей для практики;
  • эффективное запоминание информации в долговременной памяти;
  • результаты обучения должны умело и эффективно применяться в образовании;
  • обеспечить возможность дальнейшего автономного обучения;
  • к результатам обучения должен быть быстрый доступ в памяти учащегося. 

 

Практические свойства:

 

  • доступность образования – учащийся знает, что ему надо, и он хочет добиться этого;
  • выбор темпа обучения, соответствующего скорости обучения ученика;
  • гибкость обучения в практическом применении;
  • возможность повторения всех этапов обучения до получения нужного результата;
  • разработка программ обучения с учетом персональных возможностей ученика;
  • масштабируемость – программы обучения должны подходить для наибольшего количества учащихся. 

 

Традиционные методы обучения довольно редко достигают этих целей. И причина здесь не в том, что профессионализм учителей скатился до нуля. Просто мир меняется, и требования к образованию меняются вместе с ним. Принцип «обучение в классе» постепенно превращается в пересыхающий ручей.

Педагогика – что дальше? 

Обучение педагогике довольно трудно регламентировать, поскольку  в этом процессе  очень силен личностный фактор. Если удастся создать, описать и развить радикальную педагогику, из которой будет вычленен учитель, то для учащихся и всего образования это будет огромным достижением.

31.03.2014
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.