Новая педагогика и дистанционное образование
Язык обучения в традиционной педагогике – это смесь терминов, зачастую бессистемно надерганных из классических, бихевиористких (изучающих поведение) и индустриальных тематик. Педагогику определяют как «науку об обучении», но в обучении наука играет важную, в тоже время далеко не главенствующую роль. Очень часто педагогика представляет собой ассорти из запутанных практических учений, лишь отдаленно затрагивающих науку.
Главная цель педагогики – превратить вялых, безразличных, ничего не пишущих и абсолютно неактивных учеников, которых мы видим практически повсеместно в наших учебных заведениях, в увлеченных, активных, старательно записывающих и с жаром дискутирующих учащихся. Особенно это относится к процессу дистанционного обучения, поскольку сам принцип ДО подразумевает чрезвычайно сильную мотивацию к получению знаний.
Наука об обучении
В современных журналах, отображающих достижения педагогической мысли, можно найти множество контента, в котором практически не содержится фактов и прочих банальностей, что только диву даешься – как смогло обучение пережить и освоить столь огромный поток теоретического сознания, не подкрепленного опытом.
В свое время, достаточно давно, Управление по образовательным стандартам Великобритании поручило Джеймсу Тули провести исследование в образовательной отрасли. Результатом этих исследование явился труд «Критический анализ». В нем Тули проанализировал 41 статью из четырех академических журналов на предмет изучения качества практических исследований в сфере образования и качества и количества отображенных в них фактических материалов.
Выводы у него получились неутешительные. Подавляющее число методических материалов оказались совершенно плачевного качества. Субъективные выводы, контент заимствован из вторичных источников, зачастую даже без ссылок на первичные. К тому же эти материалы абсолютно не соответствовали образовательной практике.
Зерна разрушения
Понятие «педагогика» таит в себе опасность собственноручного разрушения, так как «наука об образовании» может оказаться однобокой, если она будет основной в процессе образования. К сожалению, психология образования лишь наблюдает за практикой и выдает очень мало рекомендаций для корреляции теоретических направлений в обучении.
Последствия такой тенденции состоят в том, что к обучению без учительства, а именно в этом заключается одна из ипостасей дистанционного образование, относятся с недоверием. К тому же большинство методик реального образования основано на БЕЗ Учительствовании. Безусловно, обучение может и должно индуцировать качественное образование, но оно не является безусловным условием для этого. А вот классические теории педагогики считают что является.
Радикальная педагогика
С учетом современных требований к образованию определение педагогики должно выглядеть так – это «наука об обучении и/или образовании». В действительности это позволит нам создавать и развивать настоящую радикальную педагогику. Чтобы процесс построения радикальной педагогики обезопасить от старых ошибок и заблуждений, нужно выстроить ее базис с нуля, без всякой первоначальной инфраструктуры и практики.
Для этого выделим два набора идеальных свойств, которые должны соответствовать радикальной педагогике:
Когнитивные свойства:
- достижение как можно более высокого уровня психологического внимания;
- недопущение когнитивной перегрузки;
- предоставление широких возможностей для практики;
- эффективное запоминание информации в долговременной памяти;
- результаты обучения должны умело и эффективно применяться в образовании;
- обеспечить возможность дальнейшего автономного обучения;
- к результатам обучения должен быть быстрый доступ в памяти учащегося.
Практические свойства:
- доступность образования – учащийся знает, что ему надо, и он хочет добиться этого;
- выбор темпа обучения, соответствующего скорости обучения ученика;
- гибкость обучения в практическом применении;
- возможность повторения всех этапов обучения до получения нужного результата;
- разработка программ обучения с учетом персональных возможностей ученика;
- масштабируемость – программы обучения должны подходить для наибольшего количества учащихся.
Традиционные методы обучения довольно редко достигают этих целей. И причина здесь не в том, что профессионализм учителей скатился до нуля. Просто мир меняется, и требования к образованию меняются вместе с ним. Принцип «обучение в классе» постепенно превращается в пересыхающий ручей.
Педагогика – что дальше?
Обучение педагогике довольно трудно регламентировать, поскольку в этом процессе очень силен личностный фактор. Если удастся создать, описать и развить радикальную педагогику, из которой будет вычленен учитель, то для учащихся и всего образования это будет огромным достижением.
31.03.2014
Выберите обучение
Высшее образование
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Магистратура
Второе высшее
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
Колледж
|
Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Профпереподготовка
Курсы
Профобучение
|
Машиностроение. Транспорт |
Дополнительная общеобразовательная программа